ТАЙНЫ АМЕРИКИ

факты о настоящей Империи Зла

Доктрина «Открытых дверей»


Доктрина «Открытых дверей», выдвинута в нотах государственного секретаря США Дж. Хея (Гея) в 1899 с целью маскировки американской империалистической политики, направленной на утверждение экономического и политического господства США в Китае. В сентябре 1899 Хей обратился к правительствам Великобритании, Германии, России, а в ноябре — Италии, Франции и Японии с нотами, в которых говорилось о стремлении «коммерческих организаций» США сохранить «открытые двери» в Китае, в том числе в «сферах влияния» держав. Т. о., США признавали наличие раздела Китая на «сферы влияния», но требовали для американских капиталистов равных прав и возможностей, равных льгот и тарифов, которыми пользовалась в своих «сферах влияния» та или иная держава. Ответные ноты носили уклончивый характер. Не возражая прямо против доктрины «открытых дверей», державы, особенно Великобритания и Россия, сделали различные оговорки в отношении возможности её применения в своих «сферах влияния». Тем не менее в марте 1900 Государственный департамент США объявил, что запрошенные им государства присоединились к «О. д.» д. и что США считают их согласие «окончательным и бесповоротным» (это заявление не было опровергнуто державами). На Вашингтонской конференции 1921—22 США в договоре 9 держав (США, Великобритания, Франция, Япония, Италия, Бельгия, Нидерланды, Португалия и Китай) добились официального признания империалистическими державами «О. д.» д. «О. д.» д. стала орудием экспансии монополий США в Китае. В годы гоминьдановской диктатуры в Китае (1927—49), особенно с конца 2-й мировой войны 1939—45 и до 1949, США установили фактически контроль над гоминьдановской политикой, экономикой и вооруженными силами.

Первоначально провозглашенная по отношению к Китаю, «О. д.» д. применялась США и в др. странах, как средство вытеснения конкурентов и как орудие колониальной политики.

Лит.: Ефимов Г. В., Происхождение и империалистич. сущность доктрины «открытых дверей», «Уч. зап. ЛГУ. Сер. востоковедческих наук», в. 5, Л., 1955; Фурсенко А. А., Борьба за раздел Китая и американская доктрина открытых дверей 1895–1900, М.–Л., 1956.

Г. В. Ефимов.


«Массовая культура» (англ. mass culture), в философии, социологии понятие, обобщённо выражающее состояние буржуазной культуры с середины 20 века. В понятии «М. к.» нашли отражение существенные сдвиги в механизме буржуазной культуры: развитие средств массовой коммуникации — радио, кино, телевидения, гигантские тиражи иллюстрированных журналов, дешёвых «карманных» книг, грампластинок; индустриально-коммерческий тип производства и распределения стандартизированных духовных благ; относительная демократизация культуры, повышение уровня образованности масс; увеличение времени досуга и затрат на досуг в бюджете средней семьи. В условиях государственно-монополистического капитализма использование средств массовой коммуникации преобразует культуру в отрасль экономики, превращая её в «М. к.». Через систему массовой коммуникации «М. к.» охватывает подавляющее большинство членов общества; через единый механизм моды ориентирует, подчиняет все стороны человеческого существования: от стиля жилья и одежды до типа хобби, от выбора идеологической ориентации до форм и ритуалов интимных отношений; претендует на охват и подчинение культуры всего мира, его культурную «колонизацию».

Серийная продукция «М. к.» обладает рядом специфических признаков: примитивность характеристики отношений между людьми, низведение социальных, классовых конфликтов к сюжетно занимательным столкновениям «хороших» и «плохих» людей, чья цель — достижение личного счастья любой ценой; почти не знающая исключений обязательность «счастливого конца»; развлекательность, забавность, сентиментальность комиксов, ходовых книжно-журнальных публикаций, коммерческого кино с натуралистическим смакованием насилия и секса; ориентированность на подсознание, инстинкты — жажда обладания, чувство собственности, национальные и расовые предрассудки, культ успеха, культ сильной личности и, вместе с тем, культ посредственности, условность, примитивная символика (чёрный костюм «чёрного характера» в фильме-вестерне, квадратная челюсть супермена в комиксах, «сказочность» Джеймса Бонда). Огромная роль деталей внешней формы (одежда, обстановка, тип дома, район проживания, тип автомобиля и прочее), отделяющих «своих» от всех остальных — «чужаков». Эти и подобные признаки присущи буржуазной культуре с начала общего кризиса капитализма, но их концентрация в массовой продукции духовных благ образует новое качество, позволяющее относить понятие «М. к.» именно к новейшему времени.

«М. к.» утверждает тождественность материальных и духовных ценностей, в равной степени выступающих как продукты массового потребления; понятие «бестселлер» приобрело в ней универсальный характер. Для «М. к.» характерно возникновение и ускоренное развитие особого профессионального аппарата, задачей которого является использование содержания потребляемых благ, техники их производства и распределения в целях подчинения массового сознания интересам монополий и государственного аппарата, искажения и заглушения протеста.

Аппарат «М. к.» объединяет исследовательскую, проектную и организационно-коммерческую деятельность специалистов высшей квалификации. Социально-психологические исследования поставляют монополиям данные о колебаниях предпочтений и антипатий у различных категорий потребителей, об эффективности используемых приёмов обработки массового сознания. Здесь определяется влияние оформления упаковки на выбор товара, «уговаривающих» формулировок рекламы на масштабы туризма, режиссуры политических телевизионных турниров на решение колеблющихся избирателей и т. п.

Специальное проектирование, дизайн, непрерывно создаёт новые образцы всего, что зрительно или на слух воспринимается массой потребителей: от графики на конверте грампластинки до системы оформления города, от музейной экспозиции до режиссуры национального праздника. Организационно-коммерческое звено «М. к.», так называемый маркетинг, использует новейшие средства капиталистической организации производства и торговли в индустрии духовных благ. Маркетинг оказывает решающее влияние на репертуар театров, финансирование кинофильмов, структуру телевизионных программ, политику издания книг и грампластинок, особый рынок молодёжной моды. Маркетинг как звено «М. к.» придал культурным процессам «спортивный» характер, вовлекая все проявления творчества в бесконечный процесс возвышения и падения очередных «звёзд» и «идолов». При общей ориентации на массу аппарат «М. к.» осуществляет чёткое расслоение духовной продукции по типам потребителей.

Осмысление «М. к.» в буржуазной философии было начато книгами О. Шпенглера (Германия), Х. Ортега-и-Гасета (Испания), Т. Адорно (Германия, ФРГ), связавшими «М. к.» с концепцией «массового общества», предвещавшими крах «высшей» культуры в столкновении с «массой», «толпой». С 50-х годов 20 века преобладает критический анализ «М. к.» с позиций традиционного буржуазного либерального гуманизма (Э. Фромм, Д. Рисмен, Э. ван ден Хаг, Г. Маркузе — США), Э. Морен (Франция), когда «М. к.» однозначно интерпретируется как предельное выражение духовной несвободы, средство отчуждения и угнетения личности. Преувеличивая роль технических средств массовой коммуникации, критики «М. к.» рассматривают её вне связи с буржуазным характером культуры и одновременно игнорируют двойственную природу «М. к.». Несомненно, что через систему массовой коммуникации миллионы людей получают известную возможность ознакомиться с произведениями подлинной литературы, искусства, достижениями науки. Эта двойственность служит почвой для возникновения апологетических концепций, оправдывающих дифференциацию культурной продукции и утверждающих, что «М. к.» соответствует запросам массового потребителя (Т. Парсонс, США, и другие). Канадский социолог М. Мак-Люэн утверждает, что «М. к.» приобщает к духовным ценностям массы, в прошлом отчуждённые от господствующей культуры, создаёт относительно высокий стандарт формы массовой культурной продукции. С романтических позиций отрицая «цивилизацию письменности», Мак-Люэн рисует картину «глобальной деревни», где с помощью массовой коммуникации возникает идиллия свободного от индивидуализма общения людей.

«М. к.», изображаемая как чудовище, пожирающее в человеке всё человеческое, — главный герой множества «антиутопий», книг-кошмаров, книг-предостережений в западной литературе: Дж. Оруэлл, О. Хаксли, Р. Брэдбери, Р. Шекли и другие.

Борьба с «М. к.», с её открыто антидемократическим содержанием стала одной из важных задач в программах и практике прогрессивных, демократических сил в капиталистических странах. С середины 60-х годов анализ и критика «М. к.» во всех формах её проявления успешно развиваются в работах философов и социологов — марксистов.

Лит.: Ашин Г. К., Миф об элите и «массовом обществе», М., 1966; Давыдов Ю. Н., Искусство и элита, М., 1966; Глазычев В. Л., Поэзия роботов, в сборнике: Искусство нравственное и безнравственное, [М., 1969]; его же, Проблема «массовой культуры», «Вопросы философии», 1970, № 12; Morin E., L’esprit du temps, P., 1962; Riesman D., The lonely crowd, 7 ed., New Haven — L., 1963; McLuhan М., The guthenberg galaxy, Toronto, 1967; Marcuse Н., One dimensional man, 11 ed., Boston, [1969]; Toeplitz К. Т., Akyrema, 2 wyd., Warsz., 1970.

В. Л. Глазычев.


«Лудлуская бойня»

«Лудлоуская бойня», кровавая расправа с шахтёрами в штате Колорадо (США) в апреле 1914. 23 сентября 1913 горняки начали забастовку, требуя увеличения зарплаты, введения 8-часового рабочего дня, признания профсоюза. Забастовка затянулась на много месяцев. В апреле 1914 наёмные банды гангстеров и войска напали на лагерь выброшенных из домов бастовавших шахтёров близ Лудлоу (Ладлоу; Ludlow) и сожгли его, захватили и расстреляли руководителей забастовщиков. Голод и убийства десятков людей вынудили горняков вернуться на работу.

Панамский канал, искусственный водный путь на территории Панамы в Центральной Америке, пересекающий Панамский перешеек в его наиболее низкой части и связывающий Атлантический и Тихий океаны. Один из важнейших транспортных водных путей международного значения. Проходит в пределах особой зоны, находящейся под юрисдикцией США (см. Панамского канала зона).

Идея прорытия канала относится к началу 16 в., но лишь с развитием капитализма возникла реальная возможность его строительства. В 1846 США навязали Колумбии (тогда Новой Гранаде, в состав которой входила территория Панамы) договор, по которому получили право беспошлинного транзита через Панамский перешеек. Вынужденные считаться с влиянием Великобритании в Центральной Америке, США заключили Клейтона — Булвера договор 1850, по которому стороны отказались приобретать исключительные права на будущий канал и обязались гарантировать его нейтралитет. Воспользовавшись англо-американскими противоречиями, Франция в 1879 учредила «Всеобщую компанию межокеанского канала», однако невиданная коррупция превратила строительство П. к. в скандальную авантюру (см. «Панама») и привела к банкротству компании. Испано-американская война 1898 усилила стремление США построить канал в целях борьбы за господство в Западном полушарии. В 1901 они заключили с Великобританией новый договор (см. Хея — Паунсфота договор 1901), согласно которому США получили исключительное право сооружения П. к. Воспользовавшись национально-освободительным движением Панамского народа, США поддержали в 1903 требование Панамы об отделении от Колумбии и в качестве так называемой компенсации получили у Панамы зону для строительства канала. В 1904 военное министерство США приступило к сооружению канала. Первое судно прошло через П. к. 15 августа 1914, но официальное открытие состоялось лишь 12 июня 1920, после чего канал фактически вступил в строй.

Длина П. к. 81,6 км, в том числе 65,2 км по суше и 16,4 км по дну Панамской и Лимонской бухт (для прохода судов к глубокой воде), его трасса на атлантическом склоне проходит по долине р. Чагрес, на которой создано искусственное озеро Гатун, а на тихоокеанском занимает долину р. Рио-Гранде. Наименьшая высота водораздельного массива Кулебра 87 м над уровнем океана. Наименьшая ширина по дну после завершения в 1970 работ по расширению Кулебрской выемки увеличилась с 91,5 м почти до 150 м. Гарантийная глубина на шлюзах 12,5 м. Водораздельный участок П. к., большая часть которого проходит по озеру Гатун и Кулебрской выемке, лежит на высоте 25,9 м над средним уровнем океана. На П. к. имеется 6 ступеней (по три на каждом склоне) парных шлюзов с размером камер 305 Х 33,5 м. Проводка судов через шлюзы осуществляется специальными электровозами. Среднее время прохождения через П. к. 7—8 ч, минимальное 4 ч. Средняя пропускная способность 36 судов, максимальная (при использовании двух линий шлюзов) 48 судов в 1 сут.

П. к. избавил суда от необходимости следовать по Магелланову проливу или вокруг мыса Горн и коренным образом изменил направления ряда важнейших морских путей. Наибольшее значение он имеет для связей между восточным и западным побережьями США (и Канады), расстояние между которыми сократилось в 2,5—3 раза, между восточными побережьями США и Дальним Востоком, а также между странами Латинской Америки.

В 1971 через него прошло 15,3 тыс. судов, перевёзших 121 млн. т грузов, в том числе из Атлантического в Тихий океан 69 млн. т и из Тихого в Атлантический океан 52 млн. т. Около 70% приходится на грузы, отправляемые из США или поступающие в порты США. Пропускная способность П. к. уже почти исчерпана; к тому же через его шлюзы не могут проходить суда водоизмещением более 40 тыс. т — крупные пассажирские лайнеры, супертанкеры, новейшие авианосцы, в связи с чем неоднократно выдвигались проекты его реконструкции или постройки параллельного канала. Специальная комиссия в своём докладе президенту США в 1970 рекомендовала построить новый канал на уровне океана по трассе Ла-Чоррера — Лагарто, приблизительно в 15 км к З. от существующего П. к. Сроки строительства ещё не определены. Вдоль П. к., между городами Панама и Колон, проходят железная дорога и шоссе.

Панама неоднократно требовала от США пересмотра неравноправного договора 1903 о П. к. и зоне П. к. В 1973 этот вопрос обсуждался на проводившейся в Панаме выездной сессии Совета Безопасности ООН. В 1974 была подписана совместная декларация «Об основных принципах ведения переговоров с целью заключения нового договора о Панамском канале». С подписанием этой декларации переговоры между Панамой и США о П. к., ведущиеся с 1971, вступили в новую фазу.

Лит.: Padelford N. Y., The Panama canal in peace and war, N. Y., 1943; Diplomatic history of the Panama canal, Wash., 1914; Antologia del Canal Panama. 1914—1939, Panama, [1940]. см. также лит. при ст. Панама.

В. М. Гохман.


Панамского канала зона, часть территории Панамы, по которой проходит Панамский канал. Представляет собой полосу шириной 16,1 км, протянувшуюся по обоим берегам Панамского канала от Атлантического до Тихого океана и разрезающую Панаму на две не связанные между собой части. Площадь 1432 км2. Население 45 тыс. чел. (1972). Административный центр — г. Бальбоа-Хайтс. По территории П. к. з. проложены железные дороги и шоссе.

По американо-панамскому договору 1903 (см. Американо-Панамские договоры) США получили в бессрочное пользование территорией П. к. з. и установили над ней политический, военный и экономический контроль. П. к. з. управляется губернатором, назначаемым президентом США. С 1939 П. к. з. официально находится в ведении военного министерства США. Общий контроль осуществляет командующий вооруженными силами П. к. з. Помимо военно-морских и авиационных баз у обоих концов канала, океанских портов, в П. к. з. имеются крепости, аэродромы и постоянный военный гарнизон США. В ней расположено несколько военно-учебных заведений США для переподготовки латиноамериканских офицеров. В возмещение за П. к. з. правительство США выплачивает Панаме 1930 тыс. долларов в год (США за эксплуатацию канала в 1973 получили около 100 млн. долларов.). Панамский народ ведёт упорную борьбу за возвращение П. к. з.


«Потерянное поколение» («Lost generation»), определение, применяемое к западноевропейским и американским писателям (Э. Хемингуэй, У. Фолкнер, Дж. Дос Пассос, Ф. С. Фицджеральд, Э. М. Ремарк, О. Т. Кристенсен и др.), выступившим в 20-е гг. 20 в. после трагического опыта 1-й мировой войны 1914—18 с произведениями, выразившими глубокое разочарование в капиталистической цивилизации. Выражение «П. п.» введено в обиход американской писательницей Г. Стайн. В широком смысле «П. п.» — люди, прошедшие войну, духовно травмированные, разуверившиеся в буржуазных добродетелях, резко ощущающие свою отчуждённость от общества. Протест писателей «П. п.» характеризует прежде всего морально-этический пафос. К 30-м гг. тема «П. п.» в значительной степени теряет остроту. После 2-й мировой войны 1939—1945 некоторые настроения «П. п.» проявились в творчестве т. н. «разбитого поколения» (США), «рассерженных молодых людей» (Великобритания), «поколения вернувшихся» (ФРГ).

"Большая советская энциклопедия"
http://www.rubricon.com/bse_1.asp



Предначертание Судьбы

Едва ли найдется хоть один американский государственный деятель XIX века, который за время своей карьеры не рассматривал бы территорию Соединенных Штатов то чрезвычайно ограниченной, то значительно превышающей окончательные размеры. Но политиков, которые стояли в защиту экспансии было значительно больше, ибо как заметил Джон Кэлхун, «страсть к расширению всегда была основным законом человеческого общежития».1 Сторонники экспансии изощрялись в изобретении теорий, которые бы её оправдывали и могли бы служить для нее достаточным основанием.

Не располагая силами для быстрого осуществления своих грандиозных планов, США стремились временно закрепить «статус-кво» и не допустить перехода соседних колоний в какие-либо другие руки. На этой почве сложилась «no transfer theory» (теория неперехода), которая как раз и «запрещала» передачу соседних владений из одних европейских рук в другие европейские руки. Впервые эта теория нашла свое место в вопросе о Флориде. В 1811 году Соединенные Штаты, устами своего посла в Лондоне Руфуса Кинга, заявили, что они «согласны на то, чтобы Флорида находилась в руках Испании, но не желают видеть ее переход в другие руки, кроме своих собственных».2

Наряду с «no transfer theory» влияние на формирование экспансионистских взглядов американцев оказывала «natural boundaries theory» (теория естественных границ). В зависимости от изменяющихся обстоятельств, когда США претендовали на ту или иную территорию, то они полагали, что эти земли входят в «естественные границы», и ссылались при этом на такие доказательства как «географическая симметрия» и «воля Творца».

«Воля Творца», «Божественное Провидение» и прочие подобные «веские» доказательства в США были чрезвычайно популярны. Американский журналист-демократ, редактор газет «Democratic Review» и «New York Morning News», Джон О’Салливан, неожиданно для себя, собрал их всех под эгидой «предначертания Судьбы».

О’Салливан часто использовал этот лозунг - первое упоминание этой фразы, по-английски звучащей, как «Manifest Destiny», историки нашли в его статьях за 1839 год. Но широкое распространение он получил после того, как в статье «The True Title» (Истинное Право), опубликованной 27 декабря 1845 года в «New York Morning News», редактор написал о правах США на Техас и Орегон: «Американские притязания основываются на том, что нам предначертано судьбой распространить свое владычество на весь континент, который дарован нам Проведением для развития величайшего эксперимента по установлению свободы и федеративного самоуправления».3

Лозунг О’Салливана лег в основу одноименной теории, сторонники которой считали, что присоединение прилегающих к США земель неизбежно и является всего лишь исполнением миссии, возложенной Провидением на американскую нацию. Будучи «демократическим» изобретением, «предначертание Судьбы» очень скоро завоевало сторонников и среди республиканцев. К концу столетия эта теория приобрела расистский оттенок - опираясь на неё, американские политики стали говорить, что только Соединенным Штатам, из-за их «англо-саксонского» происхождения, предначертано Судьбой распространять свободу и демократию во всем остальном мире.

В то же время определенную популярность получают изоляционистские теории, предполагавшие с одной стороны, неучастие США в могущих стать для них обременительными союзах с европейскими государствами и с другой стороны, запрещение для последних вмешиваться в дела Америки. Первые подобные теории появились еще в революционный период. Тогда Александр Гамильтон призывал тринадцать штатов «объединиться в создании великой американской системы, недоступной для чьего-либо то ни было влияния с другого берега Атлантического океана и способной диктовать условия связи Старого и Нового Света».4 Апогеем американского изоляционизма явилась легендарная «доктрина Монро».

В заключение следует отметить, что все экспансионистские теории явились следствием экспансии, а не ее причиной, поскольку американская экспансия не нуждалась в каких-либо доктринах и теориях.

Цитаты:
1 Boorstin D. The Americans. The National Experience. NY , 1965. р. 271.
2 Болховитинов Н.Н. Доктрина Монро: Происхождение и характер. М., 1959. С. 81.
3 Hine R., Faragher J. The American West. A new interpretive history. New Haven and London, 2000. Р. 202.
4 Болховитинов Н.Н. Указ. соч. С. 71.

http://america-xix.org.ru/great-migration/manifest-destiny/