ТАЙНЫ АМЕРИКИ

факты о настоящей Империи Зла

Военное ведомство США и короли "фабрики грез" усиливают сотрудничество в деле воспитания патриотизма


17.02.2003
Б. Михайлов, Communist.Ru


После событий 11 сентября 2001 года и начала "крестового похода" против международного терроризма, военно-политическое руководство США рассматривает поддержание "патриотического духа" нации, как одну из своих первейших задач. В этих целях широко используются все каналы информационно-психологического влияния. Однако, киноиндустрия США - Голливуд, несомненно, стоит здесь вне конкуренции, ибо кино традиционно занимает совершенно особое место в жизни американского общества. В Америке давно и хорошо усвоили знаменитый ленинский постулат, гласящий, что из всех искусств важнейшим является именно кино. Как известно, Ленин имел в виду, что кино, как самое доступное широким слоям населения зрелище, может быть эффективно использовано в интересах пропаганды.

Учитывая особую популярность кино среди американцев, администрация Дж. Буша и Пентагон всячески активизируют свое взаимодействие с боссами киноиндустрии и крупнейшими режиссерами США, рассчитывая на их помощь в деле воспитания "американского патриотизма" и "мобилизации всей нации на борьбу с врагами Америки". Не случайно, уже в ноябре 2001 г. один из советников президента Карл Роув созвал в Белый Дом известных режиссеров и продюсеров с целью обмена мнениями относительно возможного вклада Голливуда в "войну с международным терроризмом".

Кинодеятелям было высказано пожелание активнее эксплуатировать военную тематику, формировать "правильный" имидж американских вооруженных сил и постоянно "подогревать" своей продукцией патриотические настроения в американском обществе. Было обещано также и самое широкое содействие военного ведомства США в съемках фильмов "патриотической направленности". В свою очередь, большинство королей "фабрики грез" выразили готовность активно поддержать действия нынешней вашингтонской администрации, тем более что это вполне отвечает интересам их бизнеса.

После 11 сентября 2001 г. и всплеска патриотизма среди американцев фильмы на военную тему идут в США "на ура". Голливуд и Пентагон сегодня переживают период бурного симбиоза, какого не было, наверное, со времени второй мировой войны, когда всемирно известные режиссеры Джон Хьюстон, Фрэнк Капра или Уильям Уайлер вносили свой вклад в воспитание военного патриотизма. Стоит напомнить, что Голливуд начал активно помогать Пентагону в избавлении американского общества от "вьетнамского синдрома" еще задолго до событий 11 сентября 2001 года. Такие известные ленты, как "Рэмбо", "Лучший стрелок", "Джи-Ай Джейн", "Мужество под огнем", "Правила боя", "Ю-571", "В тылу врага" и прочие с участием ведущих звезд Голливуда во многом способствовали популяризации военной службы среди молодежи и формированию "привлекательного имиджа" американского военнослужащего в глазах общества.

Но главное, конечно, это коммерческий, "кассовый" рейтинг, являющийся высшим критерием успеха в Голливуде. Так, знаменитый фильм Стивена Спилберга "Спасти рядового Райана" (1998 г.) принес 216 млн. долларов. За ним следует "Перл-Харбор" (198 млн.долларов), широко прошедшийся по российским кинотеатрам. Некоторые последние фильмы, хотя и были сняты до терактов в Нью-Йорке, вышли в прокат уже после 11 сентября, что также заметно повысило их "кассовость". Так, фильм "Черный ястреб" сбит" собрал свыше 108 млн. долларов, "Мы были солдатами" с Мелом Гибсоном - 79 млн., "Говорящие с ветром" с Николасом Кейджем - 27 млн. только за первые 10 дней проката, "Все страхи мира" - 97 млн. и т.д.

В нынешних условиях любой американский режиссер или продюсер, если он хочет снять действительно зрелищный и прибыльный военный фильм, вынужден обращаться за помощью к Пентагону. Ибо только военное ведомство может предоставить в аренду за символическую плату или даже вообще бесплатно авианосец, стратегический бомбардировщик или, например, целую вертолетную эскадрилью, а также "настоящих" солдат, которые будут управлять всей военной техникой и изображать "массовку". Максимальный реализм и соответствие действительности, во всяком случае, в том виде, как это понимается в Голливуде, являются сегодня непреложным законом "фабрики грез". Ради этого киностудии готовы идти на многомиллионные издержки. В обмен на свои услуги Пентагон требует права на внесение корректив в создаваемую кинопродукцию и даже цензуру сценариев.

Согласно существующим в министерстве обороны США правилам, кинокомпании, продюсеры или режиссеры, желающие воспользоваться помощью американских военных, должны представить сценарий фильма в специальный отдел Пентагона по делам кино и телевидения, который возглавляет некий Фил Страб. Этот чиновник и его аппарат изучают все поступающие сценарии на предмет того, как будущий фильм повлияет на имидж вооруженных сил США. Отделу Страба также административно подчинены соответствующие подразделения по работе с киноиндустрией в штабах видов вооруженных сил. По мнению германского журнала "Шпигель", недавно взявшего интервью у господина Страба, роль этого деятеля в нынешних условиях пожалуй не менее важна, чем самого шефа Пентагона Дональда Рамсфельда.

Фил Страб является своего рода идеологическим цензором Пентагона в американском кинематографе. Он также играет активную роль в принятии решений внутри министерства обороны США по вопросам "правильной" подачи общественности фактов о деятельности вооруженных сил. Подразделение господина Страба обязано добиваться, чтобы продукция Голливуда на военную тему максимально отвечала интересам национальной безопасности. В его кабине нередко можно увидеть Стивена Спилберга, Ридли Скотта и других всемирно известных режиссеров, представляющих ему сценарии своих фильмов для вынесения "компетентного вердикта".

На рабочем столе Страба всегда лежит внушительная стопка новых сценариев. По прочтении он составляет список недостатков и предлагает авторам исправить вызвавшие сомнения места. Пентагоновский "киноцензор" любит продемонстрировать мэтрам кино собственную осведомленность в военных вопросах. Например, в первоначальном варианте сценария фильма "Все страхи мира" с Морганом Фримэном и Беном Эффлеком в главных ролях "недругам Америки" понадобились всего две ракеты, чтобы потопить американский авианосец. Страб, в свое время воевавший во Вьетнаме в рядах ВМС, объяснил режиссеру Филу Робинсону, что, во-первых, необходимо как минимум на пару ракет больше, а во-вторых, даже сильно поврежденный авианосец вряд ли быстро затонет. Такая корректировка сценария обошлась создателям фильма в лишних 9 млн. долларов. Но зато им разрешили использовать в съемках среди прочего два настоящих бомбардировщика-"невидимки" Би-2 и специальный Боинг-747 американских ВВС, служащий воздушным командным пунктом президента США на случай ядерной войны.

"Корректировке" в подразделении Страба подверглись и некоторые эпизоды фильма "Говорящие с ветром" с Николасом Кейджем в главной роли. По настоянию военной "киноцензуры" из фильма, рассказывающего об использовании в период второй мировой войны на Тихом океане индейцев племени навахо в качестве носителей не поддающегося расшифровке противником кода военной связи - своего языка, были изъяты моменты, "бросающие тень" на образ американского солдата. Например, была вырезана сцена, в которой один из американцев выламывает штыком золотые коронки из ртов убитых японских солдат, а также эпизод, где герой Кейджа - морской пехотинец сжигает из огнемета сдавшегося в плен японца. Кроме того, по требованиям "политкорректности", авторов фильма убедили не фокусировать внимание на том факте, что у солдат, приставленных в качестве охранников к индейцам, был приказ убивать своих подопечных в случае возникновения угрозы захвата их в плен противником.

Однако, в некоторых случаях, несмотря на все усилия команды Страба, не обходится и без громких скандалов. Так случилось, например, с блокбастером режиссера Ридли Скотта и продюсера Джефри Брукхаймера "Черный ястреб" сбит". Лента вышла в свет в декабре 2001 г. под шумную пиаровскую кампанию. Однако подтасовка реальных событий в картине в свете ура-патриотизма приняла настолько чудовищные формы, что это вызвало острые дебаты в СМИ, а также негативную реакцию в других странах.

Фильм основан на реальных событиях октября 1993 г., когда в ходе неудачной операции спецвойск США против боевиков "генерала" Мохаммеда Айдида в столице Сомали Могадишо были сбиты два вертолета и погибли 18 американских десантников. Последовавший затем показ по телевидению торжествующих сомалийцев, таскающих трупы убитых американцев по улицам Могадишо, настолько потряс общественное мнение в США, что президент Клинтон принял решение о выводе американского контингента из Сомали.

Однако авторы фильма попытались представить свое "детище" не как повесть об унизительном для сверхдержавы провале карательной операции, а как героическую сагу об американских солдатах, жертвующих своими жизнями ради продвижения идеалов свободы и демократии во всем мире. Лейтмотив этой киноленты формулируется примерно так: сегодня американцы в Афганистане выполняют ту же благородную миссию, которую они выполняли в 1993 г. в Сомали. А война с "врагами свободы", конечно, грязная и ужасная вещь, но оправданная и необходимая. Пентагон, оценив по рекомендации Страба все достоинства этой картины, щедро предоставил в распоряжение съемочной группы вертолеты и необходимое количество военнослужащих. Благодаря помощи военных картина получилась весьма зрелищной и впечатляет реализмом боевых эпизодов.

Но, еще не успев выйти на большой экран, "Черный ястреб" сбит" попал под огонь критиков не только в США, но и в других странах мира. Они считают, что режиссер весьма своевольно подошел к истории инцидента, в результате которого погибли не только американские солдаты, но и около 500 сомалийцев. Режиссера обвиняют в чрезмерной героизации американских военных, а также в показе всех неамериканцев в весьма негативном и карикатурном виде. Это касается как изображения сомалийцев, которых играют представители совсем других национальностей, так и военнослужащих Малайзии, участвовавших в операции по спасению попавших в засаду американских десантников.

В интервью агентству "Франс пресс" бригадный генерал в отставке Абдул Латиф Ахмад, командовавший малазийским контингентом в составе международных сил в Сомали, заявил, что после просмотра "Черного ястреба" у зрителей создается искаженное представление о событиях 1993 года. Ведь из фильма вытекает, что единственными героями боя в Могадишо были американцы, а малазийцы, в лучшем случае, выступали в роли водителей автобусов, вывозивших раненых с поля боя. Сомалийцы же в этой ленте естественно показаны исключительно как нецивилизованные дикари и жестокие фанатики. Кстати, примерно также представлены и боснийские сербы в другом голливудском шедевре "В тылу врага", в котором в роли кровожадного сербского полевого командира снялся российский актер Владимир Машков.

За прошедший с начала военных операций в Афганистане год Пентагон вновь продемонстрировал свое виртуозное мастерство представлять войну "нужным" боком, сглаживать ее "шероховатости" и утверждать в глазах общественности ее "позитивное значение". Как долго заставит себя ждать новая порция голливудских супербоевиков про Афганистан, сделанная с помощью военного ведомства, и как сильно пострадает при этом истина, пока неизвестно. Думается, что всплывшие недавно факты участия американцев в расстрелах пленных талибов (уже есть подтверждающая это документальная лента, снятая ирландской киногруппой), также как и факты массовой гибели мирных афганцев от рук "освободителей" не сильно заинтересуют "фабрику грез".

Пока же "пентагонизация" Голливуда приобретает все большие масштабы. А впереди уже маячит перспектива очередной "войны за свободу" против Ирака, обещающая дать массу свежих идей для сценариев будущих голливудских блокбастеров. Конечно, есть в Голливуде и люди, которым претит нынешние милитаристские веяния в американском кинобизнесе, например режиссер Оливер Стоун и актер Роберт Редфорд. А известный и уважаемый в мире кинобизнеса США человек Дэн Ретер, с возмущением говорит о "голливудизации" американских военных. Ведь никто пока не может опровергнуть общеизвестный факт: все действительно великие ленты Голливуда о войне - "Апокалипсис сегодня" Фрэнсиса Копполы, "Взвод" Оливера Стоуна, "Цельнометаллический жакет" Стэнли Кубрика и другие были сняты без помощи Пентагона и даже вопреки его желанию.



Пропагандистский фильм "Самолёт президента"


Есть явная пропаганда, например, фашистское – «Славяне и евреи – недочеловеки». Есть и скрытая, неявная, замаскированная. К скрытой пропаганде относятся многие американские кинобоевички. Американский блохбастер «Самолёт президента» относится как раз к скрытной пропаганде против России.

Самой наглой сценой был бой МиГ-29 республики Казахстан против американских F-15. Приведу кратенько сюжет самого фильма:

В послеперестроечном Казахстане кровавый режим (?), убившей сотни тысяч женщин и детей. Американский президент, которого играет знаменитый актёр Харрисон Форд (Индиана Джонс), решает прекратить безобразие. Но он вынужден заручиться поддержкой малахольного президента России, которого играет какой-то толстячок. Используя Россию как базу, американский спецназ захватывает казахского лидера прямо в его дворце. К слову, казахские солдаты, которые при штурме гибли пачками, совсем на казахов и не похожи, скорее на славян. Не суть.

Американцы оставляют казахского лидера в российской тюрьме (это интересно, по последним сообщениям, ЦРУ недавно построило секретные тюрьмы на бывших территориях, подвластных СССР, например, в Польше). Далее злобные казахские террористы подло захватывают «Боинг» президента США и направляют его в Казахстан.

Американский президент убивает всех террористов, но теперь казахские МиГ-29 пытаются сбить громадный «Боинг» американского президента. В небо Казахстана спешат американские истребители, чтобы спасти самолёт президента.

О киношном воздушном бое чуть позже, сначала рассмотрим реальные возможности МиГ-29.

-----------------------------------

По советским оценкам МиГ-29 первых выпусков превосходил в ближнем маневренном бою американские истребители F-15A и F-16A в полтора раза. Запоздалая (из-за развала СССР) модификация МиГ-29С (1992 год) превосходила F-16С того же периода примерно на 10 %.

Война в Югославии в 1999 году подтвердила высокую эффективность советских МиГ-29. 15 истребителей МиГ-29 старых моделей, имевшихся у сербов, сбили несколько (среди них были и F-15С и F-16) самолётов сил НАТО. Несмотря на нехватку у сербов керосина, господство сил «демократии» в воздухе и постоянные бомбёжки, соотношение потерь в воздушных боях с участием МиГ-29 были примерно один к одному.

Кстати, американцы до войны с сербами ознакомились вживую со старыми МиГ-29. 21 истребитель в 1997 году США выкупило у Молдовы. Причём из них только 4 могли летать.

Об отличной манёвренности, разгоне и скороподъемности МиГа открыто говорили и немцы. В ходе учебных воздушных боев МиГ-29 ВВС Германии с самолетами F-15С, F-16С и «Мираж» 2000 советские самолёты «взяли» большинство побед.

-----------------------------------

Но не будь янки янками, если бы в их киношке МиГи дрались даже наравне с американскими истребителями. Сначала МиГи пытались сбить «Боинг». Киношные МиГи выпускают только одну ракету по американскому «Боингу», но промахиваются, и она проскакивает на расстоянии десятка метров от кабины пилота. В дело идут пушки. Руки у пилотов точно растут из заднего прохода, потому что в течение довольно продолжительного времени они не могли сбить громадный пассажирский самолёт, повредили только один двигатель и киль.

Тут внезапно из-за облаков выскочили американские F-15 и ракетами малой дальности сбили сразу два МиГа. Внезапно – это конечно относительно, так как даже старые модификации МиГа обнаруживали «чужие» самолёты на дальности до 60 км в передней полусфере, откуда и показались F-15.

Но и этого американским киношникам кажется мало. Одного лётчика F-15 они заставили повторить подвиг Александра Матросова – корпусом своего самолёта «поймать» ракету, пущенную в «Боинг» президента США. Пилот геройски погиб. Видя такой патриотизм, казахские лётчики драпанули, но одного настигла ракета. Итог киношного боя: три Миг-29 из шести было сбито. У американцев потерян один F-15, совершивший таран с ракетой.

Этот фильм наводит на некие нехорошие мысли. Во-первых, уже в фильмах американцы закладывают как должное, что США может вмешиваться во внутренние дела любой страны, похищать аборигенских лидеров, судить, убивать, вторгаться в чужое воздушное пространство, сбивая при этом самолёты местного ПВО. Всё это делается, если янки покажется, что совершаются преступления якобы против «человечности», а на деле против американских монополий.

Во-вторых, в этом фильме показываются идеальное правительство России с точки зрения США.

Только радует, что МиГ-29, как и вся советская / российская военная техника не даёт американцам покоя. Что они только не придумывают для того, чтобы умалить мощь нашего оружия.

http://t-44.narod.ru/PlanePre/PlanePre.html