ТАЙНЫ АМЕРИКИ

факты о настоящей Империи Зла

Создание образа врага в США


Действия террористов поставили под сомнение ощущение реальности происходящего. Многим не верилось в то, что телевизионные кадры событий 11 сентября—это реальность, а не очередная голливудская постановка. В какой-то степени выдуманные сценарии бесчисленных фильмов и книг задают контекст, в рамках которого мы оцениваем реальное преступление. Однако, в архивах Голливуда нет ни одного фильма, который мог бы сгладить весь шок и ужас от событий 11 сентября.

Еще труднее понять, в какой степени наша реакция на эти события была обусловлена кадрами, которым мы верили, фильмами, которые мы смотрели. В апреле 2000 года в течение двух недель по количеству проданных билетов лидировал фильм «Правила боя», описанный американо-арабским антидискриминационным комитетом как «самый злой антиарабский расистский фильм, когда-либо снятый на главной студии Голливуда». Компания «Paramount Pictures» заявила, что фильм представлял собой «художественное изображение следствий экстремизма во всех его формах», настаивая на том, что в фильме не было «обвинений конкретного правительства, культуры или народа». Тем не менее в своем обзоре на сай-те film.com Питер Брунет сообщает: «Зрители, смотревшие фильм, аплодировали, когда моряки устраивали массовое убийство мирных граждан»1.

«Правила боя»—жестокий фильм, сильно воздействующий на восприятие. Самая страшная сцена фильма показывается несколько раз в ужасающих подробностях—по-видимому, для того, чтобы зрители восприняли все именно так, как задумывалось создателями фильма. Центральное событие фильма происходит в Йемене, где посольство Соединенных Штатов находится в осаде. Поблизости от этого места высаживается отряд моряков-десантников для обеспечения безопасности и в случае необходимости для эвакуации служащих посольства. Когда прилетают вертолеты, снайперы уже заняли позиции на близлежащих крышах и стреляют по посольству. На площади внизу все еще толпятся участники протеста, кричат, машут кулаками и кидаются камнями в сторону здания. Моряки входят за ограду и оказываются в огненном окружении снайперов на крыше. После того, как посол и его семья эвакуированы, моряки получают приказ открыть огонь, но не по снайперам, а по толпе. Моряки убивают мужчин, женщин и детей. В этот момент вся публика аплодировала, говорит Брунет. Когда моряки заканчивают пальбу, все становится тихо, и мы видим, что на площади внизу уже никто не стоит. Итог кровавой бойни — 83 погибших и сотни раненых.

Затем нам показывают драму, разыгрывающуюся в здании суда. Полковник, отдавший приказ стрелять, обвиняется в убийствах и нарушении общественного порядка. Заседание суда то и дело прерывают кадры, показывающие кровавую бойню с различных ракурсов, каждый раз добавляются все новые детали, до тех пор, пока взгляд не охватывает всю картину целиком. Что мы узнаем о людях, которых вначале показывают как невинных жертв среди мирных граждан? Эти люди не герои, они — толпа. Мы узнаем, что они участвуют в демонстрации у посольства Соединенных Штатов. Что движет демонстрантами? Возле разрушенного посольства находят аудиокассеты, такие же кассеты обнаруживают около кроватей смертельно раненных в больнице. На суде зачитывается перевод текста, записанного на этих кассетах. Мы узнаем, что в них содержится декларация «исламского джихада против Соединенных Штатов» и призыв убивать всех американцев: мирных граждан и военных. Какое влияние эти записи оказывают на наше восприятие событий в толпе?

Мы снова видим кадры побоища около посольства, Моряки стали жертвами обмана, и снайперы теперь могут действовать безнаказанно. Толпа не рассеивается при звуке пальбы—протест становится еще сильнее. Снайперы на крышах занимают боевые позиции. Показывают женщин в чадрах; одна из женщин стоит и держит на руках ребенка. Во время третьего повтора мы видим, что вопреки свидетельству врача, симпатизирующего раненым, в толпе демонстрантов находятся вооруженные преступники. Во время последнего повтора сюжета видно, что в толпе все вооружены — мужчины, женщины, скрывающие оружие под черными одеждами, и дети — они открывают огонь по морякам, даже вызывающая сочувствие одноногая маленькая девочка на костылях. Калека-ребенок, с милым личиком и телячьим взглядом, превращается в убийцу с глазами демона, целящегося в вооруженных американских солдат.

Суд приходит к выводу о том, что полковник правильно повел себя в этой ситуации. Он реабилитирован. Оказывается, политики и дипломаты врали, препятствовали торжеству справедливости и пытались прикрыть преступников. В финале мы видим такие же титры, какие обычно бывают в документальных фильмах. В титрах зрителям рассказывается о том, как дальше сложилась судьба героев фильма. Мы узнаем о том, что советника по национальной безопасности и послу был объявлен выговор. События, происходящие в фильме, показываются очень реалистично. Это привело к тому, что многие зрители спрашивали у посла Йемена в США, Абдулы Вахаба аль-Хаджари: «Когда это происходило?»2

В создании фильма принял участие Пентагон, как это часто бывает в фильмах с военной тематикой. После того, как начался шум вокруг фильма, представитель Пентагона Кеннет Бэкон заявил, что основная забота его департамента состоит в том, чтобы «в фильмах был правдивый и точный портрет армии». Кроме того, киностудии «имеют право делать такие фильмы, какие они хотят»3. Но кто их консультирует, кто советует им выбрать тот или иной образ врага? «Все йеменцы, даже женщины и дети изображены террористами, жаждущими убивать американцев. Это возмутительно»,—протестует йеменский посол Абдул Вахаб аль-Хаджа-ри4. Джек Шаен, автор книги «Телевизионный араб» сообщил ближневосточной газете А.1 A.hram Weekly, что он считает фильм «самым худшим из всего, что когда-либо было снято». Фильм содержит простую мысль: «Правильно и морально верно убивать арабов, даже детей». «Голливуд,— добавляет Шаен,— считает абсолютно приемлемым чернить и демонизировать все арабское и всех мусульман»5. Точку зрения Шаена разделяет бывший посол США в Йемене Уильям Раф, ныне президент организации AMIDEAST, задачей которой является укрепление взаимопонимания Америки и Ближнего Востока. Раф сказал: «Это тенденциозный фильм, укрепляющий предрассудки против арабов»; он добавил, что «искажения» в фильме стали результатом всеобщего безразличия6.

Какая же связь между фильмами, массовыми развлечениями и вопросом «За что они нас ненавидят?», задаваемым в ситуации реальной трагедии? Массовая культура и ее конвенции частично формируют информационный контекст, в рамках которого задается вопрос и предлагаются ответы. «Люди», характер которых мы пытаемся понять, отделены от нас культурными клише. Этих «людей» мы видим в совокупности, на заднем плане, про них рассказано множество историй, содержащих путающие параллели с теперешними трагическими событиями. Современные западные культурные конвенции снимают различия между множеством «людей» и особым врагом—террористом. Чем более подробно исследуется восприятие центрального события в фильме «Правила боя», тем в большей степени этот фильм повторяет тезис других недавно появившихся голливудских фильмов, таких, как «Железный орел», «Правдивая ложь» и «Осада». В этих лентах «исламский терроризм»—это основа сюжета, гвоздь, на котором держится действие фильма. Не только террорист стал шаблонным героем, одномерной фигурой, чья единственная задача—фанатичное нанесение увечий и убийство американцев. «Люди», множество обыкновенных людей, представлены как носители тех же характерных черт, что и террористы. В таких фильмах, как «Гарем», где арабский принц порабощает белых людей, и «Операция отряда "Дельта"», где палестинские террористы захватывают самолет, преступный умысел приписывается не отдельным личностям, а всем палестинцам, арабам и мусульманам.

В 1996 году выходит фильм «Приказано уничтожить», в котором группа исламских фундаменталистов-террори-стов захватывает авиалайнер, чтобы перевезти на нем химическое оружие в Соединенные Штаты. Приказ уничтожить, фигурирующий в названии,— это президентский приказ сбить пассажирский самолет, приказ, который был приведен в исполнение после событий 11 сентября. В 1998 году появляется фильм «Осада», где серия опустошающих бомбовых атак на Нью-Йорк приводит к созданию лагерей для интернированных арабов и американских мусульман. 26 октября 2001 года, через полтора месяца после событий 11 сентября, был принят «Патриотический акт», расширяющий полномочия американских разведслужб и, таким образом, сводящий на нет возможность проверки их действий. Около 1200 заключенных, содержавшихся в лагере на американской военной базе в Гуантанамо (Куба), были лишены адвокатской защиты. Показанные фильмы задают соответствующий контекст для этих реальных событий. Разве мы не должны узнать, каким образом вымышленные стереотипы во всем мире подменяют собой истинное знание о фактах реальной жизни?

«Правда глаза колета. Таков девиз сериала «Кличка», идущего на канале АВС, о девушке, которая учится в колледже и по совместительству работает секретным агентом. Этот сериал аннотируется как превосходное зрелище, позволяющее уйти от реальности, о котором никто не пожалеет. Но кроме того, отличное, захватывающее дух зрелище с абсурдным сюжетом может нам многое поведать об Америке и том, как Америка воспринимает окружающий мир.

В 1-й главе мы выдвину ли тезис о том, что фильмы и телевидение одновременно отражают «реальность» и конструируют ее. Как заметил итальянский романист и критик Умберто Эко, они не транслируют идеологию;

они сами являются идеологией. Фильм «Кличка» представляет собой ярко выраженную идеологию. Сидни Бристоу, играющая главную героиню, обнаруживает, что руководство секретной службы SD-6, которому она подчиняется, вовсе не секретный отдел ЦРУ, а враги свободного мира. Таким образом, оказывается, что она фактически находится на службе у противников Америки. Сидни ищет помощи у настоящего ЦРУ и становится двойным агентом: ее миссия — закончить дела в SD-6, параллельно сообщая ЦРУ о своих открытиях. Но ни Сидни, ни зрители не могут провести различие между целями и ценностями отдела SD-6 и целями и средствами настоящего ЦРУ. Вскоре Сидни выясняет, что ее отец, с которым она уже давно не общается и который официально работает на SD-6 — не только двойной агент ЦРУ, но .также частный детектив ФБР; что ее мать была наемным убийцей КГБ и что секретные агентства всего мира пытаются любой ценой отыскать книгу 500-летней давности, в которой итальянский изобретатель эпохи Возрождения сделал рисунок с изображением светокопировальной технологии XXI века!

Сидни, как и сама Америка, обладает двойственной личностью. Ее обычное «я» — воплощение невинности и добродетели: она постоянно о чем-то тревожится, старается улучшить свою успеваемость в колледже, угодить страдающей от неразделенной любви соседке по комнате, скучает по своему молодому человеку, злится на ушедшего из семьи отца, думает о матери и отвергает ухаживания своего бестолкового друга-репортера. В своей обычной жизни Сидни много рефлексирует. Пока она сидит, забившись в угол дивана, внутри нее идет напряженная душевная работа. Но как только Сидни отправляется выполнять свою миссию, она превращается в сражающуюся машину. С помощью новейшей технологии, выведанной ею в отделе SD-6, она борется как Терминатор: бьет ногой по подбородку, прыгает с небоскребов и попадает антенной от автомобиля в глаз нападающему. Она абсолютно спокойна и полна решимости, даже когда мерзкие люди, ведущие допрос, вырывают ей клещами коренные зубы. В конце каждой серии Сидни оказывается в смертельной опасности, которую она затем преодолевает с абсолютной невозмутимостью и феноменальным профессионализмом.

В рамках сериала Америка — это весь мир. Действие фильма стремительно переносится из Лос-Анджелеса в Каир и Москву, в Рим и Оксфорд, в Тоскану и Женеву, в Мадрид и Сан-Паулу, из бухарестской психиатрической лечебницы в аргентинскую пампу и снова—в Лос-Анджелес. Лругие страны — это окрестности Америки, в которых действуют «другие» люди, злодеи — враги ЦРУ и SD-6. И где бы ни оказалась Сидни по долгу своей службы, везде все выглядит, как в Лос-Анджелесе (место, где снимался фильм), за исключением мелких нюансов, таких как колоритная одежда местных жителей. Куда бы ни посмотрела Сидни, всюду открывается один и тот же вид. Неудивительно, что она передвигается по всему миру, словно по заднему двору своего дома, и возвращается с каждой миссии, как из похода в овощную лавку. Ее враги рассредоточены по всему миру, имеют разный цвет кожи: арабы, китайцы, русские, кубинцы — тайная сеть, опутывающая весь мир.

В сериале «Кличка» нет идеи, что Америка стремится управлять миром; в фильме преподносится как нечто само собой разумеющееся то, что она управляет миром. Национальные государства, географические границы, политические структуры не важны; значение имеют только группы враждующих кланов, преследующих свои интересы на мировой арене. Нет соревнующихся сил, потому что есть только одна сила, один источник законности и порядка.

При таком положении вещей не имеет смысла говорить об империи и американском империализме; подобная риторика и система анализа безнадежно устарели. Обычным империям нужны колонии. Империализм приводит к созданию доминирующей метрополии, стремящейся завоевать рынки и навязать свое правление отдаленным странам. Сегодняшний мир — это продолжение американского общества, в нем почти всеми людьми и социальными группами приняты американские культурные ценности. Фактор расстояния, как это наглядно показывается в «Кличке», потерял свое значение. За исключением так называемых экстремистских государств, не существует больше «отдаленных стран», на которые должен «оказывать влияние» обычный империализм. Америка — это уже не старомодная империалистическая власть, ищущая «сферы влияния» и борющаяся с другими империями; это сверхдержава, не имеющая аналогов. Неудивительно поэтому, что в «Кличке» мир воспринимается частью Америки. Америка — это мир; мир — это Америка.

Почему люди ненавидят Америку? (З. Сардар, М. Дэвис)
http://www.patriotica.ru/enemy/why_hate.html



После событий 11 сентября 2001 года и начала "крестового похода" против международного терроризма, военно-политическое руководство США рассматривает поддержание "патриотического духа" нации, как одну из своих первейших задач. В этих целях широко используются все каналы информационно-психологического влияния. Однако, киноиндустрия США – Голливуд, несомненно, стоит здесь вне конкуренции, ибо кино традиционно занимает совершенно особое место в жизни американского общества. В Америке давно и хорошо усвоили знаменитый ленинский постулат, гласящий, что из всех искусств важнейшим является именно кино. Как известно, Ленин имел в виду, что кино, как самое доступное широким слоям населения зрелище, может быть эффективно использовано в интересах пропаганды.

Учитывая особую популярность кино среди американцев, администрация Дж. Буша и Пентагон всячески активизируют свое взаимодействие с боссами киноиндустрии и крупнейшими режиссерами США, рассчитывая на их помощь в деле воспитания "американского патриотизма" и "мобилизации всей нации на борьбу с врагами Америки". Не случайно, уже в ноябре 2001 г. один из советников президента Карл Роув созвал в Белый Дом известных режиссеров и продюсеров с целью обмена мнениями относительно возможного вклада Голливуда в "войну с международным терроризмом".

Кинодеятелям было высказано пожелание активнее эксплуатировать военную тематику, формировать "правильный" имидж американских вооруженных сил и постоянно "подогревать" своей продукцией патриотические настроения в американском обществе. Было обещано также и самое широкое содействие военного ведомства США в съемках фильмов "патриотической направленности". В свою очередь, большинство королей "фабрики грез" выразили готовность активно поддержать действия нынешней вашингтонской администрации, тем более что это вполне отвечает интересам их бизнеса.

После 11 сентября 2001 г. и всплеска патриотизма среди американцев фильмы на военную тему идут в США "на ура". Голливуд и Пентагон сегодня переживают период бурного симбиоза, какого не было, наверное, со времени второй мировой войны, когда всемирно известные режиссеры Джон Хьюстон, Фрэнк Капра или Уильям Уайлер вносили свой вклад в воспитание военного патриотизма. Стоит напомнить, что Голливуд начал активно помогать Пентагону в избавлении американского общества от "вьетнамского синдрома" еще задолго до событий 11 сентября 2001 года. Такие известные ленты, как "Рэмбо", "Лучший стрелок", "Джи-Ай Джейн", "Мужество под огнем", "Правила боя", "Ю-571", "В тылу врага" и прочие с участием ведущих звезд Голливуда во многом способствовали популяризации военной службы среди молодежи и формированию "привлекательного имиджа" американского военнослужащего в глазах общества.

Но главное, конечно, это коммерческий, "кассовый" рейтинг, являющийся высшим критерием успеха в Голливуде. Так, знаменитый фильм Стивена Спилберга "Спасти рядового Райана" (1998 г.) принес 216 млн. долларов. За ним следует "Перл-Харбор" (198 млн.долларов), широко прошедшийся по российским кинотеатрам. Некоторые последние фильмы, хотя и были сняты до терактов в Нью-Йорке, вышли в прокат уже после 11 сентября, что также заметно повысило их "кассовость". Так, фильм "Черный ястреб" сбит" собрал свыше 108 млн. долларов, "Мы были солдатами" с Мелом Гибсоном – 79 млн., "Говорящие с ветром" с Николасом Кейджем – 27 млн. только за первые 10 дней проката, "Все страхи мира" - 97 млн. и т.д.

В нынешних условиях любой американский режиссер или продюсер, если он хочет снять действительно зрелищный и прибыльный военный фильм, вынужден обращаться за помощью к Пентагону. Ибо только военное ведомство может предоставить в аренду за символическую плату или даже вообще бесплатно авианосец, стратегический бомбардировщик или, например, целую вертолетную эскадрилью, а также "настоящих" солдат, которые будут управлять всей военной техникой и изображать "массовку". Максимальный реализм и соответствие действительности, во всяком случае, в том виде, как это понимается в Голливуде, являются сегодня непреложным законом "фабрики грез". Ради этого киностудии готовы идти на многомиллионные издержки. В обмен на свои услуги Пентагон требует права на внесение корректив в создаваемую кинопродукцию и даже цензуру сценариев.

Согласно существующим в министерстве обороны США правилам, кинокомпании, продюсеры или режиссеры, желающие воспользоваться помощью американских военных, должны представить сценарий фильма в специальный отдел Пентагона по делам кино и телевидения, который возглавляет некий Фил Страб. Этот чиновник и его аппарат изучают все поступающие сценарии на предмет того, как будущий фильм повлияет на имидж вооруженных сил США. Отделу Страба также административно подчинены соответствующие подразделения по работе с киноиндустрией в штабах видов вооруженных сил. По мнению германского журнала "Шпигель", недавно взявшего интервью у господина Страба, роль этого деятеля в нынешних условиях пожалуй не менее важна, чем самого шефа Пентагона Дональда Рамсфельда.

Фил Страб является своего рода идеологическим цензором Пентагона в американском кинематографе. Он также играет активную роль в принятии решений внутри министерства обороны США по вопросам "правильной" подачи общественности фактов о деятельности вооруженных сил. Подразделение господина Страба обязано добиваться, чтобы продукция Голливуда на военную тему максимально отвечала интересам национальной безопасности. В его кабине нередко можно увидеть Стивена Спилберга, Ридли Скотта и других всемирно известных режиссеров, представляющих ему сценарии своих фильмов для вынесения "компетентного вердикта".

На рабочем столе Страба всегда лежит внушительная стопка новых сценариев. По прочтении он составляет список недостатков и предлагает авторам исправить вызвавшие сомнения места. Пентагоновский "киноцензор" любит продемонстрировать мэтрам кино собственную осведомленность в военных вопросах. Например, в первоначальном варианте сценария фильма "Все страхи мира" с Морганом Фримэном и Беном Эффлеком в главных ролях "недругам Америки" понадобились всего две ракеты, чтобы потопить американский авианосец. Страб, в свое время воевавший во Вьетнаме в рядах ВМС, объяснил режиссеру Филу Робинсону, что, во-первых, необходимо как минимум на пару ракет больше, а во-вторых, даже сильно поврежденный авианосец вряд ли быстро затонет. Такая корректировка сценария обошлась создателям фильма в лишних 9 млн. долларов. Но зато им разрешили использовать в съемках среди прочего два настоящих бомбардировщика-"невидимки" Би-2 и специальный Боинг-747 американских ВВС, служащий воздушным командным пунктом президента США на случай ядерной войны.

"Корректировке" в подразделении Страба подверглись и некоторые эпизоды фильма "Говорящие с ветром" с Николасом Кейджем в главной роли. По настоянию военной "киноцензуры" из фильма, рассказывающего об использовании в период второй мировой войны на Тихом океане индейцев племени навахо в качестве носителей не поддающегося расшифровке противником кода военной связи – своего языка, были изъяты моменты, "бросающие тень" на образ американского солдата. Например, была вырезана сцена, в которой один из американцев выламывает штыком золотые коронки из ртов убитых японских солдат, а также эпизод, где герой Кейджа – морской пехотинец сжигает из огнемета сдавшегося в плен японца. Кроме того, по требованиям "политкорректности", авторов фильма убедили не фокусировать внимание на том факте, что у солдат, приставленных в качестве охранников к индейцам, был приказ убивать своих подопечных в случае возникновения угрозы захвата их в плен противником.

Однако, в некоторых случаях, несмотря на все усилия команды Страба, не обходится и без громких скандалов. Так случилось, например, с блокбастером режиссера Ридли Скотта и продюсера Джефри Брукхаймера "Черный ястреб" сбит". Лента вышла в свет в декабре 2001 г. под шумную пиаровскую кампанию. Однако подтасовка реальных событий в картине в свете ура-патриотизма приняла настолько чудовищные формы, что это вызвало острые дебаты в СМИ, а также негативную реакцию в других странах.

Фильм основан на реальных событиях октября 1993 г., когда в ходе неудачной операции спецвойск США против боевиков "генерала" Мохаммеда Айдида в столице Сомали Могадишо были сбиты два вертолета и погибли 18 американских десантников. Последовавший затем показ по телевидению торжествующих сомалийцев, таскающих трупы убитых американцев по улицам Могадишо, настолько потряс общественное мнение в США, что президент Клинтон принял решение о выводе американского контингента из Сомали.

Однако авторы фильма попытались представить свое "детище" не как повесть об унизительном для сверхдержавы провале карательной операции, а как героическую сагу об американских солдатах, жертвующих своими жизнями ради продвижения идеалов свободы и демократии во всем мире. Лейтмотив этой киноленты формулируется примерно так: сегодня американцы в Афганистане выполняют ту же благородную миссию, которую они выполняли в 1993 г. в Сомали. А война с "врагами свободы", конечно, грязная и ужасная вещь, но оправданная и необходимая. Пентагон, оценив по рекомендации Страба все достоинства этой картины, щедро предоставил в распоряжение съемочной группы вертолеты и необходимое количество военнослужащих. Благодаря помощи военных картина получилась весьма зрелищной и впечатляет реализмом боевых эпизодов.

Но, еще не успев выйти на большой экран, "Черный ястреб" сбит" попал под огонь критиков не только в США, но и в других странах мира. Они считают, что режиссер весьма своевольно подошел к истории инцидента, в результате которого погибли не только американские солдаты, но и около 500 сомалийцев. Режиссера обвиняют в чрезмерной героизации американских военных, а также в показе всех неамериканцев в весьма негативном и карикатурном виде. Это касается как изображения сомалийцев, которых играют представители совсем других национальностей, так и военнослужащих Малайзии, участвовавших в операции по спасению попавших в засаду американских десантников.

В интервью агентству "Франс пресс" бригадный генерал в отставке Абдул Латиф Ахмад, командовавший малазийским контингентом в составе международных сил в Сомали, заявил, что после просмотра "Черного ястреба" у зрителей создается искаженное представление о событиях 1993 года. Ведь из фильма вытекает, что единственными героями боя в Могадишо были американцы, а малазийцы, в лучшем случае, выступали в роли водителей автобусов, вывозивших раненых с поля боя. Сомалийцы же в этой ленте естественно показаны исключительно как нецивилизованные дикари и жестокие фанатики. Кстати, примерно также представлены и боснийские сербы в другом голливудском шедевре "В тылу врага", в котором в роли кровожадного сербского полевого командира снялся российский актер Владимир Машков.

За прошедший с начала военных операций в Афганистане год Пентагон вновь продемонстрировал свое виртуозное мастерство представлять войну "нужным" боком, сглаживать ее "шероховатости" и утверждать в глазах общественности ее "позитивное значение". Как долго заставит себя ждать новая порция голливудских супербоевиков про Афганистан, сделанная с помощью военного ведомства, и как сильно пострадает при этом истина, пока неизвестно. Думается, что всплывшие недавно факты участия американцев в расстрелах пленных талибов (уже есть подтверждающая это документальная лента, снятая ирландской киногруппой), также как и факты массовой гибели мирных афганцев от рук "освободителей" не сильно заинтересуют "фабрику грез".

Пока же "пентагонизация" Голливуда приобретает все большие масштабы. А впереди уже маячит перспектива очередной "войны за свободу" против Ирака, обещающая дать массу свежих идей для сценариев будущих голливудских блокбастеров. Конечно, есть в Голливуде и люди, которым претит нынешние милитаристские веяния в американском кинобизнесе, например режиссер Оливер Стоун и актер Роберт Редфорд. А известный и уважаемый в мире кинобизнеса США человек Дэн Ретер, с возмущением говорит о "голливудизации" американских военных. Ведь никто пока не может опровергнуть общеизвестный факт: все действительно великие ленты Голливуда о войне – "Апокалипсис сегодня" Фрэнсиса Копполы, "Взвод" Оливера Стоуна, "Цельнометаллический жакет" Стэнли Кубрика и другие были сняты без помощи Пентагона и даже вопреки его желанию.

Борис Михайлов "Пентагонизация" Голливуда"
http://www.rusedina.org/?id=1131



Владимир Машков представил на суд зрителей свою новую роль. На сей раз в качестве судей выступают американцы. Российский киноактер снялся в патриотическом фильме «В тылу врага» режиссера Джона Мора. Премьерный показ этой ленты кинокомпания «ХХ век - Фокс» устроила недавно в Нью-Йорке. Картина посвящена войне, совсем недавно бушевавшей в Боснии и Герцеговине. Кинокомпания аттестует Владимира Машкова как «одного из самых популярных и известных актеров и режиссеров России». Но в американских кинолентах россияне героические роли обычно не исполняют. Новый фильм - не исключение. Главный положительный герой в нем - лейтенант Крис Бэрнетт, штурман авиации ВМС США (актер Оуэн Уилсон). Он жаждет воздушных поединков, а тут - рутина на борту авианосца, безмятежно курсирующего в Адриатике и наблюдающего за выполнением условий перемирия на земле бывшей Югославии. Лейтенант хочет уйти в отставку, но на Рождество командир корабля (в исполнении голливудской «звезды» Джина Хэкмэна) подыскивает Бэрнетту и его напарнику задание. Обычный полет самолета F/А-18 «Суперхорнет» над демилитаризованной зоной оборачивается приключением, которому лейтенант при всей своей удали не рад. Ракетами из зенитной установки советского производства самолет сбит, и летчики вынуждены катапультироваться. Тут появляется герой Машкова, значащийся в сценарии как Преследователь. Видя попадание ракеты в американский истребитель, он мрачно целует нательный крест. А спустя короткое время хладнокровно убивает напарника лейтенанта Бэрнетта, не способного передвигаться из-за сломанной ноги. Вполне очевидно, что сербы, напоминающие в фильме нацистов и боевиков мафии одновременно, намерены догнать и пристрелить американца, снявшего скопление их сил в запретной зоне. Кроме того, он натолкнулся на место еще одного преступления - расстрела мирного населения, видимо, из числа мусульман.

Весь фильм - история погони Преследователя за Бэрнеттом. Отрицательный герой говорит отрывисто и почти всегда по-сербски. Не исключено, что это русский. Один раз его называют Сашей. А в конце фильма, поняв, что американский летчик перехитрил его, Преследователь произносит по-русски: «Тварь».

А что скажешь, если Бэрнетт действительно проявляет чудеса ловкости и хитрости. Например, бежит по минам-растяжкам - и остается жив. Гибнут от мин только сербские преследователи. В конце концов такая же судьба постигает и Преследователя Сашу. «В фильме столько же схваток, сколько и в любом из тех, которые мне довелось видеть, - заявил продюсер картины Джон Дэвис, - однако его содержание выходит далеко за рамки боевика. Мы хотели ввести этот жанр в ХХI в., обратив внимание на сложности современной войны, а также ее воздействие на мужчин и женщин, служащих своей стране».

Юрий КИРИЛЬЧЕНКО "ПРОДАЖНЫЙ МАШКОВ"
http://www.duel.ru/200152/?52_7_10



Джек Шахин

СКВЕРНЫЕ КИНОАРАБЫ: КАК ГОЛЛИВУД ОЧЕРНЯЕТ НАЦИЮ


Аль тиктар биаллем иль хмар-
Повторение учит даже ослов.

Эта арабская пословица иллюстрирует, насколько эффективным может быть повторение - мать учения: как мы учимся, повторяя упражение ещё и ещё раз, до тех пор, пока мы не сможем отвечать на вопрос почти что рефлективно. Маленькие дети пользуются приемом повторения для того, чтобы выучить алфавит и таблицу умножения.

В течении более столетия Голливуд тоже пользуется приемом повторения в качестве средства обучения- обучая свою аудиторию повторением снова и снова, во все новых и новых фильмах, гнусных образов арабского народа. Я прошу моего читателя изучить приведенные на этих страницах примеры назойливой дефамации, с самых ранних дней голливудской истории и по сей день, и подумать о влиянии этих оскорбительных стереотипов.


Зарождение.

В этом первом серьезном обзоре образов арабов на голубых экранах я привожу данные и анализирую практически все фильмы, произведенные в Голливуде, в которых когда-либо появлялись арабы- более 900 фильмов, большая часть из которых рисует арабов, искажая практически каждую черту того, какими являются большинство арабских мужчин, женщин и детей в реальности. Собирая свидетельства для этой книги, я руководствовался необходимостью обнажить несправедливость - систематическую, навязчивую и бесстыдную; деградиpoвaниe и дегуманизацию целой нации в нашем кинематографе.

Когда коллеги допытываются у меня, более ли стереотипны сегодняшние экранные арабы, чем они были вчера, я не могу oтветить, что экранный араб по-настоящему изменился. В этом-то как раз и проблема. Он такой, каким он был вседа- "другой" по своей культуре. Сквозь искаженную призму Голливуда арабы кажутся "другими" и угрожающими. Эти стереотипы, легко укладывающиеся в расовые и религиозные рамки, глубоко вросли в американское кино. С 1896 года и по сей день авторы фильмов коллективно изображают арабов как Врага Народа Номер Один - жестоких, бессердечных, нецивилизованных религиозных фанатиков и жадных до денег "других", нацеленных на терроризирование цивилизованных западных людей, особенно христиан и евреев. Столько всего произошло со времен 1896 года- суффражистское движение за освобождeниe женщин, Великая Депрессия, движение афро-американцев за гражданские права, две мировые войны, корейская, въетнамская война и война в Персидском заливе, а также распад СCCP.... Но в течение всего этого времени голливудский карикатурный образ араба не исчезает с голубых экранов. Он красуется на экране и по сей день - такой же отвратительный и не имеющий ничего общего с действительностью, как обычно.

Что такое араб? В бесчисленных фильмах Голливуд предлaгает ответ: арабы- жестокие убийцы, похотливые насильники, религиозные фанатики, обогатившиеся на нефти шейхи, а также угнетатели женщин. "Они (арабы) все для меня на одно лицо,"- заявляет американская героиня в фильмее "Шейх выходит вперед" (1937), "Все арабы для меня как один,"- признается герой фильма "Коммандо" (1968). Спустя десятилетия ничего не изменилось. Американский посол в фильме "Заложник" (1986): "Я не могу отличить одного араба от другого. Обмотанные этими своими простынями, они для меня все на одно лицо". Да, конечно, в голливудских фильмах так оно и eсть....

Попробуйте задуматься и представить себе экранного араба. Что вы видите? Черную бороду, тюрбан, темные очки. На заднем плане - лимузин, девушки из гарема, нефтяные колодцы, верблюды. Или же он, возможно, держит в руках автомат, с бешенoй ненавистью во взоре и с именем Аллаха на устах. Видите его?

Подумайте об этом. Когда вы в последний раз видели фильм, показывающий араба или американца арабского происхождения обычным парнем? Возможно, человеком, вкaлывающим по 10 часов в сутки, приходящим домой, к любящей жене и детям, играющим с ними в футбол, молящимся с родственниками в соответствующей мечети. Таким, кого вы хотели бы иметь в качестве соседа, потому что - может быть, потому что он немного такой, как вы сами.

Но хотели бы вы жить в однoй стране, не говоря уже об одной улице, хотя бы с одним из голливудских арабов? Хотели бы вы, чтобы ваши дети играли с ним и с его детьми, чтобы ваши дети-подростки ходили на свидания с ним или его родными? Хотели бы вы жить в одном квартале со сказочно богатым и злобным нефтяным шейхом, положившим глаз на западных блондинок и на сделки по продаже оружия и намеревающимся покорить весь мир, или же с бешеными террористами, захватывающими самолеты, или с бедуинами, разьежающими на верблюдах?


Настоящие арабы.

Кто же такие ближневосточные арабы? Когда я использую термин "арабы", я говорю о 265 миллионах человек, которые там проживают и о ещё гораздо большем количестве людей во всем мире, которые оттуда родом, из 22 арабских государств. Арабы внесли большую лепту в нашу цивилизацию. Назовем хотя бы пару примеров: арабские и персидские врачи и ученые вдохновили таких европейских мыслителей, как Леонардо Да Винчи. Арабы создали алгебру и концепцию нуля. Многочисленные слова в английском языке имеют арабские корни: алгебра, химия, кофе и другие. Арабские интеллектуалы сделали возможным для западных ученых развить и осуществлять на практике прогрессивные образовательные системы.

В астрономии арабы ввели пользование астролябией для навигации, звездные карты, глобус и концепцию центра тяжести. В географии они первыми стали использовать широту и долготу. Они изобрели водяные часы, их архитектура вдохновила готический стиль в Европе. В сельcком хояйстве они подарили нам апельсины, финики, сахар и хлопок и первыми ввели системы искусственного орошения полей. Они развили традиции изучения права, секулярной литературы и научнoй и философской мысли, в которой также важную роль сыграли евреи.

В арабском мире много людей этнически смешанных кровей: с 5000 до нашей эры и по сей день шотландцы, греки, британцы, французы, римляне, англичане и другие оккупировали эти земли. Неудивительно, что у некоторых арабов темные волосы, глаза и оливковая кожа, а у других- рыжие волосы, веснушки и голубые глаза.

Географически арабский мир в полтора раза больше Соединенных Штатов по территории, простираясь от Ормузского пролива до Скалы Гибралтара. Именно там Азия , Европа и Африка сходятся. Именно этот регион дал миру три главные религии + язык и алфавит.

В большинстве арабских стран сегодня 70% населения - моложе 30 лет. У большинства - общий язык, культурное наследие, история и религия (ислам). Хотя подавляющее их большинство является мусульманами, около 15 миллионов арабов- христиане (включая халдейцев, коптов, восточных православных, eпископальных, католиков, мелкитов, маронитов и протестантов), и они тоже проживают там.

...Путешествуя, читая лекции и проживая в 15 арабских государствах, я открыл для себя, что так же, как и в Соединенных Штатах, арабский мир включает в себя различных талантливых и гостеприимных граждан: адвокатов, банкиров, докторов, инженеров, стрoителей, крестьян, программистов, домохозяек, механиков, бизнесменов, продавцов, официантов, писателей, музыкантов, поваров, парикмахеров, архитекторов, психологов, пилотов и защитников окружающей среды....

Их одежда может быть традиционной или западной. Большинство из них - миролюбивые люди, не насильники; бедняки, не богачи; большинство не живет в шатрах в пустыне, никто из них не окружен гаремными девушками, большая их часть никогда в жизни не видела ни нефтяного колодца, ни верблюда. Никто из них не путешествует на "ковре-самолете". Их образ жизни никоим образом не совпадает со стереотипами.

Что касается американцев арабского происхождения, до Первой Мировой войны, почти все арабы, иммигрирующие в Соединенные Штаты, были христианами: ливанскими, палестинскими и сирийскими. Сегодня большинство американских арабов тоже христиане; около 40 % - мусульмане.

Однако благодаря иммиграции, обращению в ислам и по уровню рождaемocти мусульмане являются самой быстро растущей религиозной группой в Америке; около 500.000 их проживаeт в районе Лос-Анджелеса. От 6 до 8 миллионов американских мусульман посещают более 2000 её мечетей, исламских центров и школ. Они включают иммигрантов более чем из 60 стран, а также афро-американцев. В действительности большая часть из 1,1 миллиарда мусульман в мире- индонезийцы, индийцы или малазийцы. Только 12% всех мусульман в мире- арабы. Однако авторы фильмов игнорируют эту действительность, изображая мусульман и арабов как одну и ту же нацию. Из фильма в фильм изображают они арабов как мусульман, а мусульман - как арабов. В результате так же думает большинство зрителей.

...В прошлом Голливуд изображал "типичного" афро-американца, американского индейца и латинос позорным образом, что оказывало прямое влияние на жизни этих этнических меньшинств. То же самое можно сказать и о практическом отсутствии в американских фильмах нормальных американских арабов. Обычные ближневосточные арабы тоже на наших экранах не появляются.

Почему так важно, чтобы средний американец знал об этом и не был безразличен к стерeотипному образу араба? Потому, что неприязнь к "чужому" - то, что греки называли словом "ксeнофобия"- вызывается в значительной мере тем, что та или иная этническая, расовая или религиозная группа несправедливо обвиняется, - и тогда страдают невинные люди. История напоминает нам, что то, какими мы видим арабов сегодня на наших экранах, имеет исторический прецедент в недавнем прошлом. Не так давно - а иногда и по сей день - такой же клевете подвергаются азиаты, американские индейцы, чернокожие и евреи.

Задумайтесь о последствиях. В феврале 1942 года более 100.000 американских японцев были депортированы из своих домов в лагеря; в течение десятилетий чернокожие не имели элементарных гражданских прав и подвергались линчеванию; американские индейцы также были загнаны в резервации и подверглись массовым уничтожениям; а в Европе были уничтожены 6 миллионов евреев.


Вот что прoисходит, когда обеcчеловечивают целую нацию.

В любом обществе большое значение имеет мифология. А голливудовская целлюлоидная мифология доминирует в нашей культуре. Нет никаких сомнений в том, что стереотипно-негативное изображение арабов отпечатывается в мозгу зрителя. Эта проблема - типично американская. Но из-за огромного американского культурного влияния посредством телевидения и фильмов во всем мире- мы являемся лидирующим в мире экспортером фильмов - этот ложный стереотип араба сегодня имеет гораздо большее негативное влияние на зрителей, чем 40 лет назад.

Сегодня голливудские кинофильмы доходят практически до всех самых отдаленных уголков планеты. Создаются киноиллюзии, они старательно культивируются и развозятся по всему миру, достигая зрителей в более чем 100 странах, от Исландии до Таиланда. Образы арабов производят впечатление не только на публику во всем мире, но и на кинематографистов других стран. Не успеют эти современные фильмы пройти по экранам, как они выходят в свет на видео и DVD и попадают на наши телеэкраны. Благодаря технологическм новинкам многие старые немые и звуковые фильмы, издевающиеся над арабами, некоторые из которых были сняты ещё до моего рождения, постоянно прокручиваются по кабельному телевидению и попадают напрямую в наши дома..

В далеком прошлом Платон осознал власть придуманных историй, оценивая её так в своей "Республике": "Те, кто рассказывают истории, также правят и обществом". Кинофильмы, функционируя как визуальные уроки, как и выдуманные рассказы, длятся вечно. Они помогают принять форму нашим мыслям и тому, во что мы верим. "Пришла пора признать, что подлинные наставники наших детей - не школьные учителя или университетские профессора, а авторы фильмов."- пишет Б. Барбер в "Нации". .

Актер Ричард Дрейфусс сказал так: "Есть киноактеры, которые повлияли на меня гораздо больше, чем любая книга, чем любoй учитель и даже во многом больше, чем мои родители. А это значит очень много!" Если Барбер и Дрейфусс правы - а я думаю, что они правы- , то что мы можем ожидать от наших детей? Что они будут знать и чувствовть в отношении арабов? Ведь подростки не только смотрят телевизор днями напролет, но и часто ходят в кино и сегодня в нашей стране "покупают 4 билета на киносеансы из 10".

Арабы, как и евреи, - семиты, так что неудивительно, что голливудский обрааз араба - крючконосого, в длинной робе- так напоминает образ еврея из вдохновленных нацистами фильмов , таких, как "Роберт и Бертрам" (1939), "Вечный Еврей" (1940), "Die Rotschilds Aktien von Waterloo " (1940) и "Jus Suss" (1940). В давние киношные времена экранные евреи красовались своими преувеличенно большими ноздрями и тем, что были по-другому одеты - в ярмолках и темных робах- чем их противники по фильму. Евреи изображались как "другие" - хищные и жадные до денег, стремящиеся к правлению миром, поклоняющиеся другому богу, убивающие невинных. Нацистская пропаганда также рисовала похотливого еврея, скpывающегося в тени, планирующего, как похитить арийскую девственницу-блондинку.

Вчерашние Шайлоки напоминают сегодняшних крючконосых шейхов, вызывая страх перед "другими". Вильям Грейдер вспоминает:" Евреев презирали как пример модернизма," в то время, как сегодня "арабов презирают как носителей примитивизма - и те, и другие угрожают нарушить наш уютный современный мир своими странными привычками и желаниями."

Хотя над арабами на наших экранах издеваются с тех самых пор, как начали работать кинокамеры, факт остаетcя фактом: в нашем кинематографе по-прежнему считаетcя приемлемым проповедовать антисемитизм, если учитывать, что арабы-тоже семиты. Я называю эту привычку расового и культурного обобщения "новым антисемитизмом". Я называют его новым не потому, что стереотипные экранные арабы являются чем-то новым (вовсе нет!), и не потому, что антисемитизм, направленный против евреев, больше не существует (конечно, существует!). Я использую слово "новый" потому, что многие из антисeмитских антиарабских фильмов были отсняты в последней трети XX века, в то время, когда Голливуд начал быстро и намеренно бороться со стереотипным изображением представителей других этнических групп.

Мало кто будет утверждать, что образ еврея в кинематографе сегодня по-прежнему страдает стереотипностью, присущей ему в первой половине XX столетия. Я надеюсь, что эти дни безвозвратно канули в прошлое. Но это ранее проявление антисемитизма, когда евреи изображались представителями всего зла и всех гадостей, которые только существуют на нашей планете - во многом нашло путь в нoвые фильмы в новом виде- только на этот раз целью являются арабы.

Вспышка - возвращение в прошлое. В 1930-е годы звездой- режиссером гитлеровского кинематографа был Виет Харлан, чей "Jud Suss" (1940) развивал в немецком народе презрение к евреям.

Вернемся в наше время к двум продюсерам с политической программой: Менахему Голану и Иoраму Глобусу. В 1982 году Иорам Глобус был назначен израильским директором департамента кинематографа, который наблюдает за всеми отснятыми в Израиле фильмами. Тем временем Глобус и Голан основали в Соединенных Штатах киностудию, названную ими "Кеннон". Под этим названием данные продюсеры "выплюнули" на свет целых 26 фильмов из серии "ненавидь-арабов-и уничтожай-их". В их фильмах палестинцев и арабов по очереди убивают лас-вегасские стриптизерши, американские морские пехотинцы и американские секретные агенты.

Рецензируя "Осаду" Эдварда Цвика (1998), Роджер Эберт замечает:"Предрассудки, на которых замешан этот фильм, омерзительны, как антисемитизм, отравивший литературу и журналистику 30-х годов - не только в Германии, но и в Британии, и в Америке".

Хотя есть несколько главных причин того, почему этот стереотип оказался таким живучим, что существует уже более столетия - политика, доходы от проката фильмов, апатия и отсутствие американских арабов в киноиндустрии- факт остается фактом: "Арабoв можно безнаказанно бить, они - бесплатные враги и бесплатные злодеи, - в то время, как вести себя так же по отношению к еврею или к чернокожему сегодня больше нельзя", - утверждает Сэм Кин.

Из-за голливудской политической корректности продюсеры стараются избегать изображения большинства расовых и этнических групп. Они знают, что это безответственно в моральном плане постоянно бомбардировать зрителя регулярным потоком негативных, ни на чем не основанных и крайне обобщающих образов представителей той или иной нации. Соотношения здесь - между причинoй и последствиями. Мощные серии наносящих душевную травму портретов служат углублению подозрений и разжиганию ненависти. Джерри Мандер замечает, что экранные образы "могут позволить людям сделать то, что, если бы не фильм, им, возможно, никогда и не пришло бы в голову."

Вполне очевидно, что негативное изображение арабов в кинематографе часто oтражается в отношении и действиях журналистов и правительственных чиновников. Вспомните, например, реакцию на взрыв федерального здания в Оклахoме 19 апреля 1995 года. Хотя ни один американец арабского происхождения не был в этом замешан, на них сразу набросились кaк на подозреваемых. Спекулятивные репортажи, в комбинации с десятилетиями наносящего ущерб стереотипирования привели на практике к более чем 300 преступлениям на почве расовой ненависти против американских арабов.

В месяцы, последовавшие за трагедией, даже Генри Киccинджер предупреждал:" В наш век, когда подавляющее большинство людей черпают свои знания из кинофильмов. а не из книг, истина - ответственность, которую авторы фильмов не могут так просто отбросить в сторону, как побочный продукт творческого процесса." Частые посетители кинотеатров могут даже всерьез принять выдуманных арабов за настоящих.

Наша молодежь учится на негативных и все время повторяющихя стереотипах нашего кинематорафа. Незаметно волна образов киноарабов начинает определять то, как молодые арабы и aрабские американцы начинают видеть самих себя,и какими их видят другие. Американская арабская студентка Магдолина Асфахани рассказывает:" Самые частые вопросы, которые мне задавали сокурсники -это каталась ли я когда-нибудь на верблюде и живут ли мои родные в палатке". Хуже того, "с ранних лет я поняла, что почти каждый фильм показывает арабов террористами."

Как нелегко для молодых американских арабов в открытую гордиться своими корнями и своей культурой, когда они начинают понимать, чтo их ровесники знакомы лишь только с голливудскими киноарабами - миллиардерами, террористами и танцовщицами живота- то есть, совершенно не знают арабов настоящих!

Стереотип влияет даже на жизни далеко продвинувшихся в жизни арабских американцев. Когда обладателя "Oскара" ("Амадeус", 1984) Ф. Мюррея Абрахама спросили, что означает "Ф." в его имени, он oтветил:" Ф. - это Фарид. Когда я только начал работу в шоу- бизнесе, я понял, чтo не мог использовать своё имя "Фарид", ибо оно выдавало, что я- "готовый убить кого угодно араб". Если бы я именовался Фарид Мюррей Абрахам, я бы никогда не получил главных ролей"

Приложение:

Список эпитетов, которыми называют арабов в американских фильмах:

Чужаки Иностранцы Животные Обезьяны Арабская жопа Арабское гестапо Убийцы Ядерный террорист Айраб Террористская жопа Шеф бандитов Бандиты Варвары Ублюдки Бородачи арабы Занудные нефтяные миллионеры Коричневые дьяволы Мясники Верблюжий член Верблюжатник Таракан Крокодил Головорез Пустынный бандит Пустынная крыса Дьявол Дьяволопоклонник Грязная собака Грязная свинья Собака Собачья мартышка Факиры Фанатичные дикари Фанатики Жирные муравьeды Мразь Грязное животное Грязные айрабы Грязные мясники Укушенные блохами пираты Гангстеры Козлы Чертовы арабы Жадные псы Террористы от Гуччи Полу-человек, полу-лошадь Полу-дикарь Орда, сошедшая с ума от гашиша Язычники Бегемот Идиоты Неверные свиньи Неверные Шакалы Короли попрошаек Ведро жира Маленькая свинья с усами Бешеный пёс Темные дикари-людоеды Маньяки Средневековые фанатики Безжалостная пустынная секта Ближневосточные червяки Чудовища Арапские шлюхи Нацисты Кусок говна Ядовитaя гадина Ковровая голова Песчаная блоха Песчаный паук Сатана Блевотина Сукин сын Верблюжий сын Козлиный сын Дикари без государства (палестинцы) Вонючие ребята Глупый ублюдок Глупая сука Террористы Голова в полотенце Беззубый араб Гaнгстер в тюрбане Вампир Ходячая простыня Дикие племена Самый кровожадный террорист в мире Ваше пустомелие


http://www.left.ru/2004/8/shahin107.html



Некоторые американские СМИ создают негативный образ мусульман


26.05.2005

Средства массовой информации, контролируемые американскими евангеликами, создают отрицательный образ араба и мусульманина, убеждена директор Института профессиональной журналистики при Ливанском американском университете Магда Абу-Фадил.

Абу-Фадил сделала это заявление на Всемирном конгрессе Международного института прессы, который проходит в Найроби. Этот институт, объединяющий журналистов из 115 стран мира, проводит в кенийской столице встречу более 300 авторов, владельцев и сотрудников СМИ.

Абу-Фадил выступила на специальном заседании, посвященном образу исламского мира в прессе. В своей речи она упомянула данные журнала Columbia Journalism Review, согласно которому "консервативные евангелики" контролируют не менее шести американских телеканалов, аудитория каждого из которых составляет около миллиона семей. Евангелики, выступившие в свое время за войну в Ираке, контролируют также около 2 000 религиозных радиостанций США. По словам Абу-Фадил, четверть американцев "верит в негативные стереотипы" о мусульманах, в частности, что последователи ислама "учат своих детей ненавидеть".

Во время этой дискуссии выступил также бывший пресс-секретарь представителя ООН в Ираке Салим Лоне. По его словам, СМИ США и ряда других западных стран "переживают глубокий кризис" в связи с освещением жизни исламского мира. "Очевидно, что администрация США и мусульмане-экстремисты виноваты в конфликте между Западом и исламом, – заявил Карим. – Некоторые западные СМИ вносят свой вклад в это противостояние, изображая мусульманский мир как оплот терроризма". Об этом сообщает "Благовест-инфо"
http://www.iraqwar.mirror-world.ru/article/51397



Сказка о «Черном ястребе»


Такой подход американцев к своему давнему и недавнему прошлому становится очевидным при сравнении фильмов об одном и том же событии. В конце прошедшего года Первый канал показал художественный фильм «Падение Черного ястреба» а на следующий день – документальный фильм на ту же тему. Документальный фильм назывался почти так же «Падение Черного ястреба». Подлинная история». Оба фильма посвящены гибели группы американских спецназовцев из знаменитой группы «Дельта» на улицах столицы Сомали – Могадишо 3 октября 1993 года.

Итак, что же произошло в Сомали? К началу 90-х годов центральной государственной власти в этой стране, втянувшейся в многолетнюю гражданскую войну, практически не было. Кровавые межклановые конфликты по принципу «все против всех» сопровождались уничтожением народного хозяйства и массовым голодом.

В конце 1992 года руководство ООН согласилась на предложение президента США Джорджа Буша о поэтапном вводе войск на территорию Сомали. Прибывший к январю 1993 контингент американских войск численностью 28 тысяч человек приступил к охране портовых сооружений, аэропортов, автомобильных дорог и пунктов по распределению продовольствия.

Несмотря на очередную договоренность о перемирии, вооруженные столкновения не прекращались, и военнослужащие войск ООН и США были вынуждены противостоять боевикам из разных кланов. Стремясь восстановить порядок и обеспечить нормальную процедуру распределения продовольственной помощи, иностранные патрули все больше вовлекались в сложные перипетии внутриполитической борьбы в Сомали.

В июне 1993 года в вооруженном столкновении между пакистанскими военнослужащими из состава сил ООН и солдатами лидера одной из самых сильных группировок – генерала Айдида погибли 25 пакистанцев. Айдид превратился в главного врага американцев и подразделений их союзников. Представители ООН потребовали ареста строптивого генерала или хотя бы кого-то из его приближенных

И такая попытка была предпринята 3 октября 1993 года. Но все случилось иначе, нежели планировало американское командование. Арестовать приближенных Айдида удалось легко. А вот доставить их в американский лагерь оказалось посложнее. Два «Чёрных ястреба», то есть вертолета «UH-60» были сбиты, а 15-часовая (вместо предполагаемой часовой) операция превратилась в настоящую бойню.


Правда жизни

Этот день останется в истории как самая неудачная операция американского спецназа за последнее десятилетие ХХ века. В ней погибли 18 военнослужащих США и 77 были ранены. Кроме того, погибли еще 35 миротворцев из других стран, около 100 были ранены.

Также были убиты около 300 и ранены свыше 700 местных жителей, в основном гражданских лиц.


Ну как в кино

Но все происшедшее было «переделано» в художественном фильме. Причем, последовательность событий соблюдается с, казалось бы, документальной точностью, буквально по часам и минутам. Вся изюминка заключается в финале картины. Здесь нет ликующих толп сомалийцев, которые, несмотря на собственные потери, воспринимают все происшедшее как свою несомненную победу, которой они гордятся до сих пор.

Нет в финале и кадров голых американских трупов, которые сомалийцы таскают по улицам. Нет и срочного решения Клинтона о выводе войск из Сомали, которое в мире было расценено как признание неспособности Америки бороться с партизанским движением.

Зато в конце фильма есть сообщение о смерти генерала Айдида. У зрителя, не знающего о том, что происходило в этой стране, возникает четкое ощущение, что с генералом посчитались американцы.

На самом деле генерал Айдид через несколько лет был убит во внутрисомалийских клановых разборках, к чему американские спецподразделения не имели ровным счетом никакого отношения.

Но всего этого зритель, посмотревший художественный фильм, не узнает. Он будет совершенно уверен в том, что американцы «как всегда» одержали победу и расправились со своим врагом – генералом Айдидом.

Обо всем этом рассказали создатели фильма документального. Но можно не сомневаться в том, что в Штатах его смотрело гораздо меньшее количество зрителей, чем художественный боевик. И представление о том, что произошло в Могадишо, у миллионов людей будет формироваться согласно американскому супергероическому мифу.

http://www.stoletie.ru/retsenzii/050124165230