ТАЙНЫ АМЕРИКИ

факты о настоящей Империи Зла

ИСТОРИЯ США В ЧЕТЫРЕХ ТОМАХ. ТОМ ВТОРОЙ 1877-1918

Глава одиннадцатая. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ


1. АНТИИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ЛИГА

Обострение социальных противоречий эпохи империализма (между монополиями и основными слоями нации) в начале XX в. вызвало к жизни демократические движения. Рассматривая их, следует прежде всего помнить, что под этим термином, вошедшим в употребление в период зарождения и развития прогрессизма или прогрессивизма, а также антиимпериалистического движения, понимаются выступления средних слоев и интеллигенции за чистоту политических нравов и за реформы, направленные на расширение демократических прав и ограничение влияния монополий. Последнее обстоятельство дает право гoворить об антимонополистической оппозиции начала XX в. Борьба против экономических и политических привилегий монополий охватила широкие слои населения. Теперь — в отличие от конца XIX в.— в антимонополистическом движении основной силой были не фермеры, а многочисленные представители городской мелкой и отчасти средней буржуазии. Видная роль принадлежала интеллигенции. Эти слои и составили ту мелкобуржуазно-демократическую оппозицию империализму, на которую указывал В. И. Ленин как на типичное явление в начале XX в. «едва ли не во всех империалистских странах»1.

Прогрессивное движение не было единым, но достаточно сильным и в то же время аморфным, распадаясь на отдельные течения или ветви, из которых выделим и рассмотрим следующие: деятельность Антиимпериалистической лиги, движение журналистов-макрейкеров, борьбу за демократические реформы и расширение политических прав (включая суфражизм), социальное христианство, борьбу негритянского народа и фермерское движение.

Первым значительным общедемократическим движением эпохи империализма стало антивоенное и антиколониальное движение, возникшее в период испано-американской войны. Его история тесно связана с деятельностью основанной 19 ноября 1898 г. в Бостоне региональной Антиимпериалистической лиги, а с октября 1899 г. общенациональной Американской антиимпериалистической лиги, руководящую роль в которых играли либеральная интеллигенция и отчасти представители популистской оппозиции.

Антиимпериалисты имели опытных политических лидеров, прежде всего из числа республиканцев старшего поколения, преимущественно из Новой Англии, принимавших участие в борьбе за уничтожение рабства, таких, как Дж. Баутвелл, М. Стори, К. Шурц и др. Многие видные деятели антиимпериалистических лиг еще ранее изобличали вопиющие злоупотребления трестов и другие пороки «позолоченного века». Среди них были муниципальные реформаторы в разных городах страны; известные негритянские лидеры Б. Т. Вашингтон, У. Дюбуа; публицист, поднявший гoлос в защиту рабочих, Э. Кросби; видная общественная деятельница Дж. Аддамс; защитник прав индейцев Г. Уэлч; первые «разгребатели гpязи» Г. Д. Ллойд и Л. Стеффенс. Многие участники движения являлись членами пацифистской организации «Международное движение в защиту мира». Голос протеста громко звучал в университетских аудиториях (против захвата Филиппин выступили, в частности, известный философ У. Джеймс и социолог Т. Веблен). Хотя многие представители духовенства, подобно Дж. Стронгу, поддержали войну против Испании, с церковных кафедр раздавались и другие голоса, принадлежавшие прежде всего католическим священникам.

Единодушно осудили империалистическую экспансию США американские писатели, среди которых были писатели-реалисты Ф. Норрис, Г. Фуллер, X. Гарленд и приверженцы «традиции утонченности» такие, как Г. Джеймс и Т. Б. Олдрич. Широкий резонанс получили антивоенные выступления великого американского писателя-сатирика Марка Твена. Его памфлет «Человеку, ходящему во тьме» был издан Антиимпериалистической лигой в 125 тыс. экземплярах. В нем Твен с необычайной силой раскрыл захватнический характер внешней политики СТТТА, прикрывавшийся демагогией о распространении «свободы и демократии». Писатель саркастически замечал, что следовало бы несколько изменить вид «звездного знамени»: «Пусть даже останется старый флаг, только белые полосы закрасим черными, а вместо звезд изобразим череп и кости» 2.

Левое крыло участников движения антиимпериалистических лиг составляла группа политических деятелей, близких интересам фермеров во главе с Р. Петтигру. Руководители движения сообщали об успехе их пропаганды в фермерских штатах Северная Дакота, Миннесота, Небраска, Канзас, Миссури, Индиана3.

Антиимпериалистические лиги образовались во всех штатах и насчитывали около 1 млн. членов. Летом 1898 г. российский посол доносил в Петербург, что «добрая половина американцев не одобряет того пути, на который вступило правительство» 4. Посол явно преувеличивал масштабы движения, но тенденция была им схвачена верно. К движению временно примкнули общественно-политические круги, которые были далеки от мелкобуржуазной оппозиции империалистическим захватам. К ним относятся: «серебряные демократы» во главе с Брайаном, чья критика империалистической экспансии носила B основном тактический характер; крупные аграрии Юга, опасавшиеся, что колониальные захваты приведут к конкуренции дешевого сырья и рабочей силы. Сторонником долларовой экспансии, а не прямых колониальных захватов выступал миллионер Э. Карнеги.

Движение антиимпериалистических лиг прошло ряд этапов. С конца 1898 г. основным направлением деятельности была борьба против Парижского мирного договора, по которому Филиппины и Пуэрто-Рико переходили во владение США. В период обсуждения договора в сенате участники движения развернули в стране кампанию протеста. Они устраивали митинги, съезды, лекции, на которых подвергалась резкой критике политика, проводимая правительством Маккинли. Исполнительный комитет лиги отмечал, что строит свою пропаганду по избирательным округам: среди деятелей республиканской и демократической партий выявлялись противники колониальных захватов, с ними связывалось руководство организации, через них распространялась антивоенная литература. Месяцы дебатов вокруг мирного договора в конгрессе были полосой контактов, а подчас и совместных выступлений Антиимпериалистической лиги и АФТ. Уже на первое учредительное собрание лиги пригласили видного деятеля рабочего движения Дж. Мак-Нейла, а С. Гомперс был одним из вице-президентов Американской антиимпериалистической лиги. Съезд АФТ в декабре 1898 г. принял заявление против аннексий и резолюцию, осуждавшую условия мирного договора с Испанией.

Другой важной трибуной антиэкспансионистов был американский конгресс. Кампания петиций протеста против намерения США захватить Филиппины оказывала влияние на конгрессменов (антиимпериалистические лиги ставили целью собрать под петицией президенту США 10 млн. подписей). Сенаторы Р. Петтигру, Дж. Хоар, Дж. Уест и другие клеймили аннексию Филиппин как колониальную политику, не совместимую с принципами конституции США.

После утверждения Парижского мирного договора в феврале 1899 г. главной целью антиимпериалистических лиг стала борьба против американской интервенции на Филиппинах и за предоставление им независимости. О реальной помощи антиимпериалистических лиг национально-освободительному движению на Филиппинах свидетельствует множество фактов. Сам генерал Ф. Фанстон, командовавший американскими войсками на Филиппинах, заявил: «Если бы не было так называемой партии мира в Соединенных Штатах, восстание было бы подавлено к январю 1900 г.» 5.

Благодаря участию известных публицистов и издателей антиимпериалистическое движение привлекло на свою сторону часть прессы. Ведущими антиимпериалистическими изданиями стали журнал «Нейшн», издаваемый Э. Годкином, журнал «Антиимпериалист», редактором которого был Э. Аткинсон, еженедельная газета Г. Уэлча «Сити энд стейт». Памфлеты Аткинсона «Цена войны», «Военный ад» и др., призывы журнала «Антиимпериалист» к молодежи отказываться от службы в армии сильно встревожили власти. Было специально постановлено изымать произведения Аткинсона из почты, направляемой в действующую армию. Уэлч был первым, кто обратил внимание общественного мнения США на зверства американских солдат на Филиппинах. В его памфлете «По дороге в Манилу» собраны многие факты о подобного рода «цивилизаторской» миссии. Кроме больших работ известных авторов, популярным жанром антиимпериалистов были распространявшиеся в сотнях тысяч экземпляров краткие листовки, которые разъясняли принципы антиимпериалистических лиг.

В ходе развития движения антиимпериалистические лиги предприняли несколько попыток создания влиятельной политической партии, котоpaя противостояла бы экспансии. Вопрос о третьей партии особенно остро встал на выборах 1900 г., однако участникам движения не удалось разорвать тенета двухпартийной системы. Особую роль при этом сыграла демократическая партия. Перехватив ряд антивоенных и антиколониальных требований антиимпериалистов, партийная машина демократов под руководством Брайана нейтрализовала движение антиимпериалистов, а затем и поглотила его. В начале 1900-х годов движение антиимпериалистов перестало быть заметной политической силой.

Основные идейные принципы антиэкспансионистов нашли выражение в платформах центральных и местных антиимпериалистических лиг.

В критике захватнической политики США антиимпериалисты опирались на демократические традиции, берущие начало от революционной войны за независимость, ссылались на теории естественного права и народного суверенитета. «Люди наделены от рождения неотъемлемым правом на жизнь, свободу и стремление к счастью», «правительства заимствуют свою власть из согласия управляемых» — эти положения Декларации независимости приводились дословно в чикагской платформе Американской антиимпериалистической лиги. В ней подчеркивалось, что антиимпериалисты придерживаются принципов Линкольна, согласно которым «ни один человек не имеет права управлять другим без его согласия. Когда белый человек управляет собой — это самоуправление, но когда он, кроме того, управляет другим человеком — это деспотизм».

Исходя из этих принципов платформа характеризовала политику правительства США на Филиппинах как нарушение конституции и преступную агрессию, требовала немедленно прекратить войну на Филиппинах и предоставить им независимость6. Документ отмечал пагубное влияние агрессивной внешней политики США на внутреннее положение страны: милитаризация, увеличение налогового бремени, угроза деспотического правления. «Подлинная линия фронта проходит не в пригородах Манилы, враг в нашем собственном доме. В 1861 г. была предпринята попытка разделить страну, в 1899 г. предпринимается попытка разрушить ее фундаментальные принципы и наиболее благородные идеалы»,— говорилось в платформе.

Эти программные положения выражали взгляды либеральной интеллигенции, которая доминировала в антиимпериалистическом движении и выступала с критикой внешней политики США с позиций laissez faire (свободного предпринимательства). Они были развиты лидерами Американской антиимпериалистической лиги. Э. Годкин, ведущий журналист лиги, за которым шла элита американской интеллигенции, К. Шурц, один из лучших ораторов лиги и популярнейший деятель немецких землячеств в США, Дж. Хоар, опытный конгрессмен, нередко выступавший с критикой неприглядных сторон политической жизни США, Э. Аткинсон, ярый сторонник фритреда, отразили специфические особенности либеральной антивоенной и антиколониальной аргументации в различных сферах: в публицистике и политэкономии, на массовых митингах и в стенах конгресса.

Антиимпериалистическая критика была достаточно остра, а обращение к демократическим традициям американского народа, напоминание о праве нации на самоопределение имели немалое значение в период шовинистического угара. Но осуждение империалистических захватов с позиций либерализма не отвечало на вопрос о причинах разрыва с демократическими принципами и перехода к колониальной политике. Магистральная линия полемики антиимпериалистов лежала в морально-этической и конституционной областях. При рассмотрении внешнеполитических вопросов критики, как правило, упускали связь материальных интересов и внешней политики.

Печатью ограниченности было отмечено и толкование ими сущности империалистической экспансии. Фактически осуждалась лишь прямая аннексия иностранных территорий, т. е. попытка основать колониальную империю старого английского образца. Однако критики были безучастны к другим проявлениям империалистической экспансии, прежде всего долларовой, которая в этот период получила столь яркое воплощение в доктрине «открытых дверей».

Более глубокий анализ пружин империалистической экспансии был дан представителями радикального крыла антиимпериалистов, которые примыкали к популистам.

Борьба против монополий заострила внимание популистов к вопросам экономической жизни, а это помогло приблизиться к пониманию связи роста трестов с экспансией. Представители популистов в конгрессе в начале 90-х годов занимали, как правило, антимилитаристские и антивоенные позиции. Дж. Симпсон и У. Пеффер резко возражали против строительства «большого флота». В значительной мере благодаря усилиям популистов удалось отвергнуть билль, предусматривавший превращение милиции штатов в национальную гвардию.

В период испано-американской войны наиболее последовательным критиком империалистической экспансии с позиций, близких популизму, являлся Р. Петтигру. Занимаясь в течение многих лет политической деятельностью (с 1889 по 1901 г. он был сенатором), Петтигру до конца остался честным человеком. Не часто в стенах конгресса раздавались такие страстные обличительные речи против трестов. Многие доводы, выдвигавшиеся им против экспансии, сходны с доводами сторонников классического либерализма, но различна их заостренность, различны акценты. Петтигру переносил центр тяжести с морально-конституционной аргументации на экономическую и приближался к пониманию связи экспансии с интересами монополий. «Поддерживают ли наши рабочие этот договор? — задавал он вопрос в июле 1898 г., имея в виду аннексию Гавайев, и отвечал: — Ни одна рабочая организация не поддерживает его. Выступают ли за этот договор фермеры? Я еще ни разу не слышал об этом. За него выступают круги, заинтересованные в отмене ввозных пошлин на острова, гавайские и американские сахарные тресты, а президент США идет у них на поводу» 7. Ему вторил один из лидеров популистов, Т. Уотсон. Также вопрошая, кто обогащается на войне, он отвечал: «Банкиры ... Новые долги дают основу для образования новых банков, и их власть увеличивается. Все привилегированные классы получают прибыль от этой войны. Она отвлекает внимание народа от экономических вопросов и увековечивает несправедливую систему» 8.

При оценке антивоенного и антиколониального движений обращают нa себя внимание два момента. Во-первых, их очевидная мелкобуржуазнaя ограниченность. Отправляясь в своей критике от принципов «свобод-нoй конкуренции» и буржуазно-демократических идеалов, антиимпериа-листы не преследовали цели добиться коренных изменений в социально-экономическом строе США, а стремились избавить страну лишь от oдного из самых отвратительных проявлений империализма — агрессивных войн и колониальных захватов. Как отмечал В. И. Ленин, эти мелкобуржуазные критики не смогли увидеть того, что «колониальная политика и империализм — вовсе не болезненные, исцелимые, уклонения капитализма... а неизбежное следствие самых основ капитализма» 9.

Вместе с тем движение антиимпериалистов было одним из тех демократических движений эпохи империализма, которые подтверждали, что империализм «обостряет антагонизм между этими демократическими стремлениями и антидемократической тенденцией трестов» 10 и открывает новые возможности перед освободительным движением пролетариата,, расширяя круг его союзников. Антиимпериалисты внесли важный вклад в развитие демократических традиций американского народа, восприняли и применили в новых условиях традиции антимилитаризма и пацифизма, настоенные на популистской ненависти к плутократии.

2. МАКРЕЙКЕРЫ Движение макрейкеров — прогрессивных журналистов — в своих истоках восходит к концу XIX в., когда в печати появились произведения Марка Твена («Позолоченный век», 1873), Г. Джорджа («Прогресс и бедность», 1879), Э. Беллами («Взгляд назад», 1888), Г. Д. Ллойда («Богатство против общества», 1894), а на страницах журнала «Арена», издававшегося Б. Флауером, статьи, поднимавшие вопрос о возрастающей власти бизнеса, его тайных связях с органами управления, о растущей политической коррупции. В 1901 г. Флауер выступил со статьей, в которой говорил о необходимости прогрессивных реформ, возврата к принципам Декларации независимости, ограничения трестов, государственной собственности на землю и даже прямых выборов 11.

Журнал «Арена» поднимал острые проблемы современности. Его издатель действительно был первым, кто начал открыто говорить о пороках американской общественной жизни12. Правда, эта критика выражалась в общей форме, без упоминания имен мэров или конгрессменов, названий корпораций. Но выступления «Арены» подтолкнули журналистов заняться конкретными расследованиями злоупотреблений в органах городского управления и деятельности монополий.

В октябрьской книжке «Макклюрз мэгэзин» за 1902 г. появилась статья Л. Стеффенса в соавторстве с К. Уэтмором «Времена Твида в Сент-Лyиce» о взяточничестве и мошенничестве членов муниципалитета. Этой статьей обычно датируют начало движения за «разгребание грязи». Успех статьи Стеффенса был огромным. Номер журнала раскупили в один день, газеты кричали о сенсации и требовали дальнейших разоблачений. С. Макклюр, а вслед за ним и другие издатели, понимавшие, что сенсация приносит деньги, предоставили журналистам возможность заняться расследованиями и публикацией разоблачительных материалов. Так началось движение мак-реикеров .

Издатели не ошиблись в своих расчетах. Тиражи макрейкерских журналов колоссально возросли. Это позволило издателям снизить цену номера до 10—15 ц., что сделало журналы доступными для массового читателя.

Кроме «Макклюрз мэгэзин», на путь макрейкерства вступили «Эв-рибодиз мэгэзин», «Кольерз мэгэзин», «Космополитэн», «Хэмптоне мэгэзин», либеральный журнал «Ин-депендент», позднее появился «Америкен мэгэзин». Макрейкерские статьи печатались и в других журналах, например в «Мэнсиз мэгэзин», хотя этот журнал лишь отчасти примыкал к направлению «разгребателей грязи». Не следует думать, что издатели отличались радикальными взглядами. Они гнались за сенсацией и преследовали цель повысить доходность журналов. Не исключено, что риск и чувство азарта также играли здесь роль.

По-другому относились к своему делу журналисты. Большинство мак-рейкеров были талантливыми, искренними и сравнительно молодыми людьми. Они отдавались своей работе с подлинным энтузиазмом, не останавливаясь перед опасностью подвергнуться не только преследованиям в печати, но и оказаться жертвой физической расправы. Макрей-керы действовали стихийно, самостоятельно выбирая объекты расследования. Не было никаких попыток создать какое-либо общество, скажем, по борьбе с коррупцией или преступностью. Журналисты, работающие «на Макклюра», «на Хэмптона» или в другом журнале, составляли «штаб» редакции и делили между собой сюжеты репортажей. Издатели щедро финансировали своих сотрудников в расчете на будущие прибыли. Шумный успех первых выступлений Стеффенса и Айды Тарбелл из «Макклюрз мэгэзин» подстегивал издателей, конкурирующих между собой в борьбе за читательский спрос.

Какими проблемами занимались макрейкеры? Диапазон расследовательской деятельности журналистов был очень широк. Они обнажали 13 Термин «макрейкер» (буквально «разгребающий грязь лопатой») появился позднее, в 1906 г., после того как президент Т. Рузвельт публично назвал так энтузиастов-журналистов, раздраженный их разоблачительными выступлениями в печати. Но бранное слово превратилось в почетное звание борца за правду перед публикой, по образному выражению американского историка Б. Л. Паррингтона, «сточные ямы», загрязняющие политическую жизнь страны, обнаружили их под каждой мэрией, каждым зданием, где располагались власти штата14. О продажности, взяточничестве, мошеннических махинациях облеченных властью выборных лиц (мэров, членов муниципалитетов и правительств в штатах) писал Л. Стеффенс («Позор Миннеаполиса», «Огайо: повесть о двух городах»).

Большой резонанс вызвали статьи, раскрывающие методы обогащения крупных монополий, промышленных и банковских фирм. Одной из первых работ на эти сюжеты были статьи А. Тарбелл в 1902—1904 гг. Они предали гласности скандальную историю образования и обогащения фирмы Дж. Рокфеллера «Стандард ойл».

Расследованием деятельности и злоупотребления монополий занималась не одна Тарбелл. Антимонополистическая направленность движения макрейкеров ясна из произведений плеяды журналистов и писателей, раскрывших перед страной не только беззастенчивую погоню за наживой, но и, что еще важнее, тайные связи бизнеса с правительством во всех звеньях государственного аппарата — от мэрии до правительства штата. Стеффенс, разоблачивший коррупцию в Миннеаполисе, предпринял расследование махинаций в масштабе штатов. Серия его статей под общим названием «Враги республики» о положении в Миссури и Иллинойсе, Нью-Джерси и Огайо наглядно показывала, что коррупция в политике тесно переплетается с коррупцией в бизнесе, что это единый процесс, ведущий к разложению американского общества. На примере штата Нью-Джерси Стеффенс доказал, как корпорации подрывают конституционные основы США. Законодательное собрание этого штата выработало, а губернатор утвердил известный закон, разрешавший организации любых корпораций, платящих налог Нью-Джерси, но имеющих право действовать в масштабе всей страны. Стеффенс назвал Нью-Джерси «штатом-предателем», поскольку этот закон позволял монополиям обходить принятые в других штатах антитрестовские законы и одновременно приносил огромные доходы штату 15.

Произвол и борьба «медных королей» в штате Монтана живыми красками были описаны в статьях Ч. Р. Конноли, опубликованных в 1906— 1907 гг. в «Макклюрз мэгэзин». Конноли показал, как полрттическое и деловое соперничество монополистов из-за контроля над богатейшими медными рудниками Монтаны привело к неслыханному разложению правительственных учреждений штата, массовому подкупу законодательного собрания, попытке подкупить Верховный суд штата. Борьба закончилась компромиссом в 1906 г. между известным «медным королем» Ф. А. Хейн-зе и «Амальгамейтед коппер компани». Современники отмечали огромный интерес публики к статьям Конноли ... за пределами штата Монтана. Жители Монтаны не интересовались этой битвой. «Для них это было старой историей» 16.

Расследования злоупотреблений и коррупции в штатах неизбежно должны были привести и привели макрейкеров в Вашингтон, где под сводами Капитолия вершили дела всего государства представители штатов — сенаторы и конгрессмены. Писатель Д. Г. Филлипс пошел в этом направлении дальше Стеффенса, Конноли и Тарбелл. Он замахнулся на высший законодательный орган США — сенат. Он расследовал деятельность сенаторов и в 1906 г. опубликовал острую и политически злободневную серию статей под названием «Предательство сената», в которой наглядно показал связь сенаторов с бизнесом. Эффект статей был особо сильным потому, что в них были названы имена «столпов» правящей республиканской партии: лидера республиканцев в сенате Н. Олдрича (тестя Рокфеллера), Ч. Дипью и др. Именно после этих статей президент Рузвельт постарался дезавуировать выступление Филлипса и назвал журналистов «разгребателями грязи». Для Филлипса закрылись двери многих редакций.

Большой успех имели серии статей Т. Лоусона «Бешеные финансы», считающихся образцом разоблачения махинаций финансовых воротил Уолл-стрит. Лоусон великолепно разбирался в этих махинациях, ибо был финансистом, а не профессиональным журналистом.

Макрейкеры фактически затрагивали все или почти все стороны жизни США. Они писали о политической коррупции, разъедающей органы власти, и связи последних с бизнесом. Они раскрывали бесчестные методы финансистов и промышленников; разоблачили преступные действия владельцев заводов мясных консервов и медицинских препаратов, отравляющих население недоброкачественной продукцией. Они обрисовали злостную эксплуатацию иммигрантов и бесчеловечное отношение к цветному населению США; разоблачили обогащение предпринимателей на жестокой эксплуатации труда детей, на проституции и торговле девушками. Они обнажили фальш «святых отцов», расследовав источники дохода известной церкви св. Троицы в Нью-Йорке, владевшей доходными домами в трущобах города. Они рассказали о зависимости прессы от монополий, показав, что многие издательства, в том числе и макрейкерские, существовали главным образом за счет рекламных объявлений, предоставляемых ими различным фирмам.

Конечно, произведения разных жанров, разоблачающие пороки общества, появлялись задолго до макрейкеров. Но можно присоединиться к оценке движения А. и Л. Вейнбергами, издавшими отдельной книгой наиболее известные статьи макрейкеров. Эти авторы писали: «...впервые группа писателей и созвездие журналов обрушились громогласно на пороки, обнаруженные ими в обществе. Именно это сделало движение макрейкеров единственным в своем роде. Ни до, ни после этого в периодической литературе не возникало ничего, что можно было бы сравнить с неустанной кампанией за разоблачение» 17.

Макрейкеры много сделали, подготовив почву для движения за реформу. И главное, как писал Г. Грин, они заставили американцев «увидеть себя без прикрас» 18. Однако дальше этого макрейкеры не пошли. Они были индивидуалистами, и философия буржуазного индивидyализма пронизываал все их действия. В массе свой макрейкеры oтpицали социализм, на что указывает, в частности, исследователь движе-ния Л. Филлер. «Они хотели делать свою работу,— писал он,— а де-лать ее они могли, лишь не будучи связанными с партийной полити-КОЙ»19. Некоторые из них позже перешли к апологетике государственных деятелей и «капитанов индустрии» (Р. С. Бэйкер, А. Тарбелл). Были среди них и социалисты (Ч. Рассел, Дж. Спарго, У. Дж. Гент, Э. Синклер). Правда, Спарго, Рассел примыкали к правому крылу и в дальнейшем были известны оппортунизмом и поддержкой правительства Вильсона. Но Синклер, несмотря на многие ошибки, остался верен своему «социализму чувств». Сложный путь прошел Стеффенс, который в мучительных поисках путей к очищению общества, через ошибки и заблуждения на склоне лет отказался от своей позиции «над схваткой» и пришел к коммунизму.

Движение макрейкеров было движением одиночек, не ставивших целью переустройство общества. В своих произведениях они показывали американскую действительность без прикрас и говорили только о необходимости искоренения пороков этой действительности. Выступления смелых и честных журналистов вошли в историю как движение, отразившее в основных чертах недовольство либеральной интеллигенции и развитие антимонополистических настроений в широких кругах американского общества начала XX в.

3. БОРЬБА ЗА РЕФОРМЫ И РАСШИРЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ Одновременно с движением макрейкеров возникло так называемое прогрессивное движение. Оно начало формироваться в конце XIX в. внутри обеих буржуазных партий, республиканской и демократической, в виде оппозиции руководству, которое, как правило, действовало в контакте и в интересах монополистических корпораций, будь то в отдельных городах или в масштабе штата и всей страны. Если журналисты видели свою цель только в том, чтобы обнажить язвы американского общества, то представители либеральной оппозиции внутри буржуазных партий выдвигали требования реформ, направленных на исправление пороков, расширение политических демократических прав и ограничение всевластия трестов. Они говорили, что ведут борьбу за социальный прогресс, отсюда и движение получило название прогрессивного. Сторонники реформ позднее стали называть себя прогрессистами. Как уже отмечалось, в отличие от популизма это было движение городских слоев: мелкой и средней буржуазии и буржуазной интеллигенции. С популизмом прогрессистов роднило откровенно враждебное отношение к трестам и вместе с тем явно выраженная мелкобуржуазная идеологическая основа. Bсе они — торговцы и предприниматели, коммивояжеры и клерки, адвокаты и священники, школьные преподаватели и профессура — прочно стояли на страже частнособственнических интересов. Тем не менее стремление к исправлению социальных пороков побуждало их к выступлениям против засилья крупного бизнеса и за демократизацию конституционных основ политического строя США 20.

В эти годы в разных городах появились энтузиасты-реформаторы пытавшиеся личным примером доказать, что можно искоренить все злоупотребления в муниципалитетах, уничтожить политическую коррупцию-и взяточничество, на основе которых процветала преступность: множились прибыльные игорные дома, а «отцы городов» наживались на спекуляции земельными участками и безнаказанно вздували цены на городском транспорте. Такими энтузиастами были мэр Миннеаполиса П. Джонс мэр Нью-Йорка С. Лоу. В Милуоки (штат Висконсин) правый социалист-Э. Зейдель был избран мэром и возглавил борьбу с финансовой кликой города. В штате Огайо прогрессивные мэры Т. Джонсон (в Кливленде) и С. Джонс (в Толидо) пытались обуздать корпорации, владевшие городскими трамваями.

Джонсон, в прошлом один из крупных железнодорожных дельцов Огайо, под влиянием книги Г. Джорджа решил отказаться от предпринимательской деятельности21. Он посвятил себя полностью делу очищения Кливленда от коррупции и, став мэром, решил добиться перехода предприятий общественного пользования, главным образом городской трамвайной сети, в руки муниципалитета. Острая борьба разгорелась вокруг вопроса о снижении цен за проезд в трамвае. Джонсон видел выход только в том, чтобы построить параллельную муниципальную линию и дать населению дешевый транспорт. Дорога была построена на средства частных лиц, пожертвовавших личные сбережения. Сам Джонсон вложил в нее свое состояние. Но во время кризиса 1907—1908 гг. муниципальная дорога обанкротилась, Джонсона провалили на выборах, и контроль над городом вновь оказался в руках старых железнодорожных компаний и финансистов Кливленда.

Борьба смелых реформаторов-одиночек была проявлением антимонополистической тенденции, под знаком которой развивалось все движение за реформы. Это легко проследить, сравнивая требования, выдвигавшиеся повсеместно прогрессивной оппозицией внутри обеих буржуазных партий. Контроль над деятельностью корпораций занимал важное место в программе прогрессистов во всех штатах. Они открыто ставили вопрос о необходимости ограничить использование государственного аппарата в интересах бизнеса. Особенное возмущение вызвали действия железнодорожных компаний, которые сами устанавливали тарифы на перевозки, при налогообложении пользовались незаконно получаемыми от легислатур льготами и широко применяли лоббистов для давления на законодателей. Не случайно именно вокруг этих вопросов шла острая борьба в законодательных собраниях штатов, находившая отражение и в прессе. Наибольших результатов прогрессисты добились в Висконсине, где их лидером выступал губернатор Р. М. Лафоллетт, добившийся обложения железнодорожных компаний налогами по системе ad valorem (по стоимости), а также создания постоянной железнодорожной комиссии с правом контроля над качеством обслуживания на дорогах и установления тарифов на перевозки22. Кроме того, в Висконсине утвердили закон о налоге на наследство и закон о регистрации лоббистов, запрещавший им тайные связи с членами законодательного собрания.

«Висконсинский опыт» прогрессивного законодательства и борьбы с kopпорациями получил известность по всей стране. В некоторых штатах ycилия прогрессивной оппозиции в борьбе с железнодорожными компа-ниями привели к принятию в законодательных собраниях законов по частичному регулированию деятельности корпораций. В Айове губернатору О Камминзу, выступившему с широкой программой реформ, удалось провести далеко не все. Все же прогрессисты Айовы добились принятия законов о запрещении льготных пропусков на железных дорогах, о запрещении корпорациям делать взносы на проведение политических кампаний, об ограничении продолжительности рабочего дня на железных дорогах, об учреждении правительственной комиссии по городскому благоустройству (закон стал известен повсюду как «план Де-Мойна»), о регулировании детского труда и некоторые другие 23.

В штате Нью-Йорк во время пребывания на посту губернатора Ч. Юза, которого можно считать не более как умеренным прогрессистом, был принят закон, согласно которому устанавливался контроль над предприятиями общественного пользования, в том числе и над принадлежавшими железнодорожным компаниям, а также закон о запрещении азартных игр. Особенно важен был первый из этих законов, так как давал право специально созданным комиссиям (одна из них ведала только Большим Нью-Йорком, другая — остальной территорией штата) проверять денежную документацию железных дорог, фиксировать тарифы, предписывать компаниям унифицированные методы бухгалтерского учета и вообще следить за их деятельностью.

Острая ситуация сложилась в Калифорнии, где всем штатом управляла клика бизнесменов Южно-Тихоокеанской железной дороги — «Сазерн пасифик рэйлроуд». Так называемое политическое бюро этой компании подчинило своей власти и республиканскую, и демократическую политическую машину, распоряжалось назначениями чиновников, диктовало свою волю законодателям. Против экономического и политического господства «Сазерн пасифик» выступили самые разнородные элементы, в том числе независимые предприниматели и некорпорированные компании (особенно в новых отраслях промышленности). Фермерские организации Калифорнии и рабочие союзы также проводили агитацию против засилья компании. После длительной борьбы прогрессивной оппозиции в республиканской партии, даже оформившейся в 1907 г. в Лигу Линкольна — Рузвельта, удалось подавить сопротивление политического бюро «Сазерн пасифик» и избрать в 1910 г. губернатором штата прогрессиста X. Джонсона.

Хотя падение влияния «Сазерн пасифик» не привело, разумеется, к коренным изменениям в экономической и политической системе Калифорнии, все же на какое-то время это обстоятельство способствовало очищению общественной атмосферы. Прогрессистам, завоевавшим в 1911 г. большинство в законодательном собрании, удалось в конце концов добиться утверждения закона, дававшего право железнодорожной комиссии штата устанавливать твердые тарифы на перевозку грузов Кроме того, были приняты законы об ответственности предпринимателей за несчастные случаи на производстве, о 8-часовом рабочем дне для женщин, об охране природных ресурсов штата и др.24 Недовольство практикой железнодорожных компаний, их политическим влиянием было повсеместным. Не случайно как раз в 1903—1906 гг администрация президента Т. Рузвельта объявила курс на внутренние реформы и регулирование деятельности железнодорожных компаний путем расширения функций Межштатной торговой комиссии, что стало» предметом острых политических разногласий в конгрессе.

Борьба против влияния бизнеса на общественно-политическую жизнь страргы протекала одновременно с борьбой за расширение политических прав. Наиболее популярными были требования демократизации избирательного закона: введение права инициативы и референдума, право избирателей отзывать депутатов из законодательного собрания и всех должностных избираемых лиц, всенародное избрание сенаторов США,, прямые выборы в местные органы. В некоторых штатах эти требования дополнялись требованием уравнения женщин в политических правах.

Движение за расширение политических прав практически охватило всю страну, хотя в разных штатах оно развивалось с различной интенсивностью и с неодинаковым успехом. Результаты зависели от многих обстоятельств. Большое значение имел масштаб вовлечения в движение-различных слоев населения: городской мелкой буржуазии, интеллигенции (профессоров колледжей, журналистов, адвокатов), в некоторых штатах — фермерства, в ряде мест — рабочих, выступивших с требованиями о сокращении рабочего дня и об улучшении условий труда. Немалую роль-также играли лидеры прогрессизма, радикализм которых проверялся на-практике, когда им удавалось занять пост губернатора или мэра.

Как правило, прогрессисты наталкивались на упорное сопротивление-консерваторов, возглавлявших партийные машины обеих буржуазных партий. И тем не менее в исследуемый период семнадцать штатов-(Юта, Орегон, Айдахо, Небраска, Невада, Монтана, Оклахома, Мэн, Миссури, Арканзас, Колорадо, Огайо, Мичиган, Южная Дакота, Аризона, Вашингтон и Калифорния) внесли в свои конституции пункт о праве-избирателей на инициативу и референдум, а Массачусетс и Нью-Мексико — право референдума. Вслед за ними и в других штатах прогрессисты выдвигали требования демократизации конституции. Острые разногласия между консервативными элементами в партиях и прогрессистами1 возникали при попытке последних утвердить в законодательном порядке-практику прямых выборов, в том числе и в сенат США. В 1903—1904 гг. прогрессисты в Висконсине добились закона о выдвижении кандидатов-не на партийном съезде, а на первичных предвыборных собраниях (direct primary law) 25. К 1915 г. подобные законы были утверждены в большинстве штатов 26.

Важным моментом в борьбе за демократизацию избирательного зако-нoдательства явились выступления американских женщин за право го-лoса Законные требования женщин вызывали сопротивление не только koнсервативных фракций буржуазных партий, но и многих прогрессистов. Bопиющая несправедливость законодательства страны, претендующей на звание «самой демократической в мире», усугублялась с каждым годом, ибо с каждым годом возрастало число женщин, занятых в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, учебных заведениях. Помимо своих домашних обязанностей по ведению хозяйства и воспитанию детей, женщина несла бремя наемной работницы, являясь зачастую кормильцем семьи.

Прошло более полувека со дня проведения собрания в 1848 г. в г. Сенека-Фолc (штат Нью-Йорк), на котором группа женщин впервые во весь голос потребовала предоставления им избирательных прав. Женщины назвали свою резолюцию «Декларацией чувств». В ней было много наивного, незрелого; женщины предъявляли обвинения некоему абстрактному мужчине, установившему над ними «абсолютную тиранию» г7 Однако требования права на образование, на равную оплату за труд, требования имущественного равенства, участия в делах церкви и, наконец, избирательных прав были вполне серьезными и первоначально вызвали резкую отповедь в прессе. Тем не менее организаторы собрания и авторы «Декларации» не сложили оружия, а объявили об организации женской суфражистской организации во главе с Элизабет К. Стэнтон, 33-летней энергичной участницей аболиционистского движения.

Следует помнить, что в рядах аболиционистского движения было много женщин. Именно в борьбе за уничтожение института рабства формировалось политическое сознание американских женщин, воспитывались организационные и ораторские навыки будущих деятельниц суфражизма. У. 3. Фостер писал: «Фактически женское движение в значительной степени выросло на базе аболиционистского движения» 28.

Однако шли годы, а усилия замечательных американских женщин, первых борцов за женское равноправие — Элизабет К. Стэнтон, Сьюзен Энтони, Люси Стоун и других все еще наталкивались на глухую стену отказа, воздвигаемую законодателями в легислатурах и конгрессе29.

К началу XX в. только четыре штата предоставили женщинам избирательные права 30. И это несмотря на то, что суфражистское движение занимало уже значительное место в общественно-политической жизни страны. Еще в 1860-е годы сложились две суфражистские организации: Национальная женская суфражистская ассоциация под руководством Э. К. Стэнтон и С. Энтони и Американская женская суфражистская ассоциация во главе с Л. Стоун. Руководители первой полагали, что необходимо добиваться от конгресса принятия соответствующей поправки федеральной конституции. Американская же ассоциация выдвигала тактику борьбы женщин в штатах, с тем чтобы завоевать избирательное право женщинам в одном штате за другим. В 1890 г. они слились в одну организацию — Национальную американскую женскую суфражистскую ассоциацию.

Существовали и другие женские организации, среди которых следует отметить Национальную лигу потребителей, в работе которой большую роль сыграла социалистка Флоренс Келли. В 1903 г. возникла Женская профсоюзная лига, ставившая целью помочь женщинам-работницам в организации профсоюзов31. Эти организации поддерживали борьбу женщин за избирательные права. Известная деятельница суфражизма Леонора О'Рейли, сама с 13 лет работавшая по найму, в 1912 г. выступила перед комиссией конгресса с горячей речью, требуя предоставления женщинам политических прав. Работницы поддерживали суфражизм, понимая, что получение равных с мужчинами политических прав поможет им в тяжелой борьбе за человеческие условия существования.

В течение первого десятилетия XX в. суфражистски вели в штатах упорную агитацию за права женщин, организуя многочисленные, хотя и небольшие, местные суфражистские группы, атакуя письмами и личными просьбами депутатов собраний, сенаторов и конгрессменов. Наконец, в 1910 г. поправку к конституции об избирательных правах женщин принял штат Вашингтон, затем в 1911 г.— Калифорния. В течение 1912— 1914 гг. их примеру последовали шесть штатов (Орегон, Канзас, Аризона, Иллинойс, Монтана и Невада), а в 1917—1918 гг. еще девять, включая Нью-Йорк, признали политическое равноправие женщин32.

В США в первые годы XX в. лишь одна политическая партия выдвинула в своей платформе требование об уравнении женщин в политических правах с мужчинами, причем без различия цвета кожи. Это была Социалистическая партия Америки. Затем образовавшаяся после раскола республиканцев на съезде в Чикаго в 1912 г. Прогрессивная партия также включила избирательное право для женщин в свою программу. Ее лидер Т. Рузвельт понял, что платформа новой буржуазной партии не будет популярной, если не отразит это требование. Однако понадобилось еще семь лет неустанной борьбы, чтобы конгресс вотировал поправку об уравнении женщин в политических правах .

Выступая с либеральных позиций за демократизацию избирательного законодательства, за проведение демократических реформ, прогрессисты, как было сказано, не связывали свою судьбу с рабочим классом. Как правило, прогрессисты и их лидеры не поддерживали стачечной борьбы рабочих и многие из них отрицательно относились к профсоюзам. Борьба рабочих за свободу слова также оставляла их почти равнодушными, хотя они и осуждали жестокие репрессии со стороны городских властей, запрещавших уличные митинги. Лафоллетт, уже будучи сенатором США, издававший журнал «Лафоллеттс уикли мэгэзин», освещал в нем некоторые забастовки. Но этим дело и ограничивалось.

Макрейкеры, возмущавшиеся тяжелым положением рабочих, особенно женщин-работниц, рассматривали рабочие союзы как некие объединения, «нарушающие свободу индивидуума», и недвусмысленно осуждали рабочих за расправу со штрейкбрехерами34. Но все-таки прогрессисты сочувствовали нуждам рабочих, признавали необходимость улучшения положения рабочего класса, ограничения произвола работодателей, введения законов, регулирующих взаимоотношения рабочих с предпринимателями. Поэтому нельзя забывать о таком направлении деятельности прогрессистов, как борьба за внедрение социального законодательства, а также об организации так называемых сеттльментов в рабочих (пpe-имущественно иммигрантских) кварталах индустриальных центров.

Борьба за рабочее законодательство велась во многих штатах. Ее большей частью начинали профсоюзы, а прогрессивная оппозиция включала в список своих требований улучшение условий труда рабочих Конкретными требованиями повсеместно были: компенсация рабочим' получившим травму на производстве; ответственность предпринимателей за охрану труда рабочих; регулирование труда женщин и детей; установление минимума заработной платы; сокращение рабочего дня; пенсии матерям и вдовам и некоторые другие. Согласно действующему законодательству все вопросы, касавшиеся регулирования отношений между рабочими и работодателями, входили в компетенцию штатов, а не федерального правительства. Именно поэтому борьба за социальное законодательство начиналась в рамках штатов или даже городов.

Вопрос об ответственности предпринимателей за несчастные случаи на производстве также рассматривался вначале на уровне штатов и лишь впоследствии был поставлен на обсуждение в конгрессе. Одним из первых штатов, принявших закон о компенсации рабочим за травмы на производстве, был Висконсин. К 1915 г. такие законы были введены в США в 25 штатах.

Широкое распространение законодательства о компенсации рабочим объяснялось не только и не столько заботой о положении рабочего и его семьи, сколько интересами предпринимателя. Как писал Де Уитт, законы о компенсации должны были «выправить дефекты законов об ответственности предпринимателей», ибо длительная выплата компенсации искалеченным рабочим и их семьям могла угрожать предпринимателям разорением 35. Законы о компенсации, во-первых, переносили решение из суда в специальную комиссию, во-вторых, определяли размер компенса-ции по специальной шкале увечий, а также определяли максимальную продолжительность выплаты пособия. Учитывая, что предприниматели всегда стремились переложить вину за несчастный случай на самого ра-бочего и обычно преуспевали в этом, закон принес не очень большое облегчение в положении трудящихся, хотя и был известным шагом вперед в рабочем законодательстве буржуазного государства.

Еще больше препятствий возникало у прогрессистов при попытках добиться введения закона о минимуме заработной платы. Против такого регулирования дружно восставали предприниматели и их ставленники в обеих палатах собраний. Только девять штатов к 1913 г. приняли такой закон, но и там законы ограничивались наблюдением за заработной платой женщин и девушек.

Помимо заработной платы, важным был и вопрос о продолжительности рабочего дня, ибо именно эти два условия являются главными показателями уровня жизни трудящихся. Однако в данном случае прогрессисты поднимали голос не за 8-часовой рабочий день для всех рабочих, а за регламентацию труда женщин и детей. К 1907 г. только в 20 штатах были приняты законы о 10—12-часовом рабочем дне для женщин, занятых в промышленности, на фермах, в сфере обслуживания (в прачечных, торговых заведениях и т. п.). Лишь в четырех штатах действовали зако-ны запрещавшие ночной труд женщин.

Детский труд широко применялся в США. Дети рабочих, как правило, начинали трудиться с раннего возраста, чтобы помочь семье. Прогрессиcтaм в 22 штатах удалось провести законы о детском труде. В них предуcмaтривалась выплата из казны штатов небольших пособий вдовам (a иногда и незамужним матерям) в размере нескольких долларов в мен на содержание детей до достижения ими определенного возраста (чаще всего до 14 лет). Все эти мероприятия проводились в штатах при cильном сопротивлении со стороны консерваторов. Попытки ввести запрещение или ограничение детского труда в национальном масштабе предпринимались и в конгрессе. В течение всего периода прогрессивного движения вопрос о детском труде не снимался с повестки дня. Однако усилия поборников запрещения или хотя бы охраны детского труда были напрасны. Законопроекты об ограничении труда женщин и детей обсуж дались в конгрессе в 1911, 1913, 1915 и 1917 гг., но были отвергнуты з6. Консерваторы обеих партий, особенно республиканцы, упорно противились утверждению этих биллей конгрессом под предлогом, что такой за кон нарушил бы суверенитет штатов. В борьбе за введение в жизнь социального законодательства, за улучшение жизненных условий городской бедноты, ограничение детского труда и другие реформы прогрессисты получали поддержку работников так называемых сеттльментов. Сеттльменты формировались из представителей передовой молодежи, выходцев из средне- и мелкобуржуазных слоев. Большинство из них имели образование, были проникнуты идеями о необходимости переустройства общества и жаждали приложить силы к какому-то полезному для общества делу. Впоследствии из их среды вышло несколько социалистов. Трущобы индустриальных центров, населенные главным образом беднейшими представителями рабочего класса — им мигрантами, оказались в поле внимания этой молодежи, селившейся небольшими колониями в рабочих кварталах и пытавшихся сблизиться с их обитателями, личным трудом облегчить жизнь бедняков. Американский историк А. Ф. Дэвис назвал сеттльменты «передовыми отрядами» движения за реформу, т. е. передовыми отрядами прогрессизма 37.

Движение за организацию сеттльментов для помощи беднякам больших городов возникло в Англии. Первым был основан Тойнби-хауз в Лондоне в 1883 г. Но в Америке, а не в Англии это движение получило широкое распространение.

Первый сеттльмент в США под названием Халл-хауз был учрежден в 1889 г. в Чикаго двумя девушками, окончившими колледж и решившими заняться просветительской деятельностью среди бедняков-иммигрантов, в основном из Италии и Ирландии. Инициатором этого начинания была Джейн Аддамс, 29-летняя дочь зажиточного фермера из Иллинойса, завоевавшая впоследствии огромную известность как деятель прогрессивного движения, борец за права женщин и автор многих публицистических работ.

Вслед за Халл-хаузом открылись другие сеттльменты; наиболее известные — в Нью-Йорке (один под руководством Лилиан Уолд, второй —Вайды Скуддер), еще один в Чикаго (организатор Мэри Макдауэлл), в Бостоне (учредитель Роберт Вудс). B больших городах функционировали не один-два, а до 20 сеттльментов. Сеттльменты стали школой, через которую проходили тысячи юношей и девушек среднего сословия, стремившихся к общественной деятельности Сеттльменты сыграли большую роль в развитии женского движения в США. В числе постоянных резидентов (т. е. постоянных работников сеттльментов) было большинство девушек и молодых женщин, которые находили в сеттльменте пристанище и работу. Например, в Халл-хаузе несколько лет жила Флоренс Келли (до того как по приглашению прогрессивного губернатора штата Иллинойс Дж. П. Алтгелда стала первой женщиной — фабричным инспектором штата).

Работники сеттльментов не ограничивались организацией лекций, уст- ройством детских садов и тому подобных мероприятий. Жизнь столкнула их с проблемами рабочего движения. Среди резидентов появлялись женщины-работницы, профсоюзные организаторы. Но понятно, что для руководительниц и руководителей сеттльментов проблемы рабочего движения лежали в плоскости организации «мира в промышленности», а не социалистического переустройства общества. Во время конфликтов рабочих с предпринимателями, когда подопечные сеттльментов бастовали, Аддамс и другие лидеры сеттльментов стремились свести дело к арбитражу, готовы были быть посредниками, отрицая всякую идею о возможности изменения капиталистического строя.

Руководство АФТ, видевшее в «классовом сотрудничестве» свою цель, благожелательно смотрело на деятельность работников сеттльментов, но рядовые рабочие относились к ним критически и зачастую враждебно, хотя нужда и заставляла женщин-работниц и многодетных матерей принимать от них помощь. Для развития рабочего движения сеттльменты це внесли ничего значительного, так как равнялись на консервативную линию в рабочем движении. Но в мелкобуржуазном прогрессивном движении они были на левом фланге, поддерживая рабочее законодательство и другие демократические реформы.

Итак, прогрессивное движение в штатах развивалось по трем основным направлениям: борьба за ограничение власти трестов, за расширение политических прав и за социальное законодательство. Отмечая как успехи, так и недостатки движения, его ограниченность, надо помнить, что прогрессисты всегда оставались буржуазными политиками и использовали привычные им методы политической борьбы (вплоть до создания собственной партийной машины). Тем не менее они восставали против подкупа и взяточничества в политике и своей борьбой против всевластия бизнеса, за честное правительство, за очищение общественной жизни они, kak и макрейкеры, выполняли социальный заказ своего времени.

4. СОЦИАЛЬНОЕ ХРИСТИАНСТВО И РАБОЧИЕ К прогрессивному движению начала XX в. примыкает еще одно те-чение — социальное христианство, идеи которого развивали представите-ли протестантских церквей США. Как упоминалось ранее, католическое духовенство, руководствуясь требованиями Ватикана, выраженными в папской энциклике «Рерум новарум», занималось в основном борьбой с распространением социалистической идеологии. Проблема же так называемой социальной справедливости, как писала советский историк А А. Кислова, «стала предметом специального внимания протестантов» 38. Уже в конце XIX в. американский протестантизм сделал попытку связать христианство с рабочим движением и социализмом, провозгласив социальной миссией христианства создание на земле «царства божьего». Обращение протестантской церкви к социальному вопросу было в значительной мере вызвано стремлением духовенства укрепить влияние религии на рабочий класс 39. Это стремление возрастало по мере радикализации рабочего движения и усиления влияния социалистической идеологии на общественно-политическую жизнь в связи с бьющей в глаза поляризацией богатства и нищеты.

Распространение социалистических идей вызвало у духовенства намерение ослабить влияние научного социализма, доказывающего неизбежность краха капитализма как системы, основанной на частной собственности и эксплуатации человека человеком. Протестантизм выступил с религиозно-этическим учением о возрождении на земле христианских идеалов всеобщего равенства, справедливости и любви при непременном сохранении института собственности как незыблемого устоя существующего порядка. Пропаганда принципов так называемого социального христианства оказала немалое влияние на формирование американской общественной мысли в начале XX в.

Идеологи социального христианства (в конце XIX в.— В. Глэдден, У. Д. Блисс, Ф. Пибоди, а позже У. Раушенбуш, Л. Эббот, Г. Уорд и др.) критиковали пороки капиталистической системы США с позиций буржуазного либерализма и выдвигали реформы под эгидой правительства в качестве единственно возможного и действенного средства для установления порядка социальной справедливости. Они стремились убедить рабочих, что отношения с предпринимателями следует регулировать в рамках существующего строя при соблюдении обеими сторонами моральных заповедей.

Видный идеолог социального христианства Л. Эббот (конгрегациона-листский священник, впоследствии редактор журнала «Аутлук») был yбежденным сторонником участия церкви в любом общедемократическом движении. В своих произведениях, лекциях и проповедях он настаивал на том, чтобы церковь поддерживала реформаторскую деятельность гос дарства, заявляя, что «божественный промысел распростирается на я кон, торговлю и образование» 40. При этом, подобно Т. Рузвельту и В. Вильсону, Л. Эббот видел в реформе средство отвлечения масс от paдикальных идей и выступлений. С программой перестройки социальной жизни путем реформ выступал и У. Раушенбуш, один из главных «духовных вождей» социального христианства.

Раушенбуш был пастором баптистской церкви, расположенной в тру щобах Нью-Йорка, и хорошо знал тяжелую жизнь своих прихожан В 1900-х годах он, подобно макрейкерам, гневно критиковал язвы капиталистического общества, изобличал эксплуатацию женщин и детей возмущался проституцией, другими пороками, порожденными нищетой и безысходностью положения низкооплачиваемых категорий рабочих. Раушенбуш предлагал перестроить общество на кооперативных началах для достижения на земле «царства божьего». По мнению Раушенбуша, церковь должна растолковать рабочим и предпринимателям необходимость взаимопонимания между классами. Он полагал, что сохранение частной собственности является непременным условием социального прогресса, а наиболее действенным фактором в налаживании классового мира называл «патернализм», т. е. руководство рабочими союзами со стороны государства 41.

Стремление представителей социального христианства усилить свое влияние на рабочий класс и концентрировать социальную деятельность церкви вылилось в создание Федерального совета церквей Христа в Аме-I рике. Совет был образован по инициативе пресвитерианской, баптистской :. и методистской церквей в 1908 г. и в дальнейшем объединил практическую общественную деятельность более трех десятков протестантских деноминаций. Его идейная программа была изложена в «Социальном кредо», одним из авторов которого был методистский священник Г. Уорд. Этот документ (окончательный текст был утвержден Федеральным советом в 1912 г.) показал, что протестантская церковь попыталась взять на себя миссию участия в общедемократическом прогрессивном движении начала XX в. и признавала важность регулирования отношений между трудом и капиталом. Но, критикуя капиталистический строй с мелкобуржуазных позиций, «Кредо» защищало частную собственность на средства производства. Хотя все 16 пунктов «Кредо» были посвящены «правам» рабочего класса, оно призывало лишь к урегулированию индустриальных отношений путем законодательства. Авторы «Кредо» высказывались за постепенное уменьшение продолжительности рабочего дня; установление прожиточного минимума; за выплату «самой высокой для данной отрасли промышленности» заработной платы. Такой порядок, по уверению социальных евангелистов, мог и должен быть достигнут путем государственного контроля над приобретением и использованием собственности, организации трудового процесса и распределения продуктов производства, путем контроля над деятельностью предпринимателей и над деятельностью рабочих союзов.

Характерно, что в окончательном тексте «Кредо» социальное христиaнcтвo высказалось за «равные права предпринимателей и рабочих на opгaнизацию и за соответствующие средства умиротворения и арбитража вo время конфликта в промышленности» 42. Вот почему, несмотря на прямое обращение к пролетариату, проповедь социального христианства нe встретила признания в среде рабочего класса.

5. ПЕРВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ НЕГРИТЯНСКОГО НАРОДА Бесправное положение черных и цветных американцев оставалось неписаным законом общества, несмотря на существование XV поправки к конституции США. Нельзя обойти молчанием прискорбный факт, что прогрессивное движение было движением белых. Нигде и никогда требование об уничтожении дискриминации цветного населения США не включалось в список реформ, выдвигавшихся прогрессистами в штатах или конгрессе США. Более того, прогрессисты южных штатов, где процент негритянского населения был наиболее высоким, оставались убежденными расистами. В 1904 г. губернатором Миссисипи был избран Дж. К. Вардаман, предложивший широкую программу борьбы с трестами, за демократические преобразования, но при этом открыто заявивший, что «милостивый господь создал негра слугой» 43.

В штатах, входивших в бывшую Южную Конфедерацию, число негров, имевших право голоса, к началу XX в. было сведено буквально до минимума. Так, в Луизиане оно упало с 130 тыс. до 5 тыс., в Алабаме — с 181 тыс. до менее чем 3 тыс. Кроме того, негры подвергались унизительной дискриминации (и не только в южных штатах) в общественных местах, государственных учреждениях, при найме на работу.

Следует еще упомянуть, что именно в годы «прогрессивной эры» во многих городах местные власти проводили в жизнь сегрегационные законы, предписывавшие неграм и белым селиться в разных кварталах. Балтимор (штат Мэриленд) принял такой закон в 1910 г., в следующем гoдy — Ричмонд (штат Виргиния), за ними последовали другие города. Американский историк Ф. Макдоналд утверждал, якобы сегрегация — нормальное явление для Америки и проистекает из стремления эмигрантов различных этнических групп к обособлению. Он считал, что южные города, куда прибывали негры из сельских районов после отмены раоства, не были готовы принять массу новых жителей и это привело к «расовым беспорядкам» 44. Этот вывод Макдоналда служил оправданием для негритянских погромов, судов Линча и других беззаконий в отношении черного населения США.

Линчевание, самосуд озверевшей толпы были на Юге общепринятым способом расправы с неграми по малейшему поводу, а чаще «для устранения». С 1900 по 1914 г. зарегистрировано 1079 зверских убийств негров вооруженными бандами расистов45. Нередки были массовые негритянские погромы: в 1898 г. в Уилмингтоне (штат Северная Каролина), в Лейк-Сити и в графстве Гринвуд (штат Южная Каролина), в 1900 г. в Новом Орлеане (штат Луизиана), в 1906 г.- в Атланте (штат Джоpджия). На Севере также происходили негритянские погромы. Так в авгyсте 1900 г. «расовые бунты», как называла погромы буржуазная пресca, были организованы расистами в Нью-Йорке, а в августе 1908 г. - на родине Линкольна в Спрингфилде (штат Иллинойс). Эти взрывы paсовой ненависти отражали развитие на рубеже веков идеологии белогo шовинизма, что было связано с агрессивным империалистическим kypcoм во внешней политике. Происходившие в стране процессы неизбежно оказывали влияние на классовую и социальную структуру негритянского народа. Советский ис-торик д. Л. Нитобург подробно проанализировал рост классовой и социально-профессиональной дифференциации негритянского населения в рассматриваемый период46. Бывшие рабы начали пополнять различные классы и прослойки. Индустриализация Юга способствовала миграции негров с плантаций в города. Политика джимкроуизма на Юге гнала негров на Север и Запад в поисках более сносного, а главное - более спокойного существования. Однако, как уже отмечалось, вспышки расо вого террора происходили и там, хотя на Севере в начале века удель ныи вес негритянского населения не превышал 2%. Но эти 2% негров были сосредоточены в основном в крупных городах -Нью-Йорке, Чикаго Филадельфии и других, где было больше шансов найти работу.

Основную массу негритянского населения составлял пролетариат главным образом сельскохозяйственные рабочие. Одновременно быстро росла численность и фабрично-заводских цветных рабочих. Значительное число негров (мужчин и женщин) работали в сфере обслуживания Следующим по численности шло негритянское фермерство внутри которого происходили те же процессы дифференциации и расслоения, как и среди белых фермеров: разорение, выделение зажиточной прослойки хотя и незначительной.

Негритянская буржуазия, начавшая пробиваться «вверх» еще в 70-80-е годы, также испытала на себе последствия политики усиливающейся сегрегации. Ее клиентура сузилась, объектом ее эксплуатации осталось негритянское население. В этой прослойке преобладала мелкая буржуазия. Сколотить по-настоящему крупное состояние удавалось немногим неграм; все же начали функционировать негритянские банки, отели, различные фирмы (страховые, строительные и пр.).

Появилась и негритянская интеллигенция. С невероятными трудно-стями откpывались негритянские школы, колледжи и университеты. K 1913 г. их насчитывалось немногим более 30. Некоторые черные смогли получить высшее образование в «белых» университетах на Севере, всего с 1865 по 1914 г. дипломы колледжей и университетов получили почти 5 тыс. негров, в том числе около 900 женщин. Большую роль в жизни негритянской общины играл пастор. Негритянская церковь издавна представляла собой сегрегированный институт, а к началу века, когда оыла создана единая Африканская пресвитерианская церковь и конгре-гационалисты-негры образовали отдельную церковь, разделение христианской церкви по расовому признаку окончательно завершилось. Как пра-вило, негритянские церковники, даже более образованные из них на Севере придерживались тактики приспособления к существующим порядкам и стремились сдержать недовольство своей паствы.

Реакция лидеров негритянского народа, представителей зарождающейся негритянской интеллигенции на политику и практику сегрегации и террора была различной. Один из главных руководителей Афроамериканской лиги (образова на в 1890 г. и просуществовала три года), публицист Т. Форчун, издавал в Нью-Йорке газету «Эйдж» (1883—1907 гг.), в которой протестовал против сегрегации, пропагандировал идеи ассимиляции. Как писал Э. Л. Нитобург, Форчун первым недвусмысленно заявил «о классовой общности черных и белых рабочих» и о том, что «классовая борьба — ключ к расовой проблеме» 47. Однако отказ АФТ от помощи негритянским рабочим, упадок популистского движения, наступление расистов по линии сегрегации, постоянный страх перед вероятностью оказаться объектом террористических акций приводили к разочарованию в возможности интеграции негров в американском обществе даже таких радикальных деятелей, как Форчун. Идея приспособления, адаптации в окружающей их враждебной среде приобретала все большее число сторонников на Юге.

Наиболее известным и активным негритянским лидером, выступившим за приспособление негритянского народа к тяжелой обстановке, сложившейся к концу 1880 г., был Букер Т. Вашингтон. Бывший раб, с огромными трудностями получивший образование, Вашингтон основал в г. Таскиги (штат Алабама) сначала ремесленную школу, затем Педагогический и промышленный институт города Таскиги (отсюда название «движение Таскиги»). Он утверждал, что негры должны отказаться от политической деятельности, развивать в себе смирение, стремление к приобретению собственности и наряду с этим терпение и услужливость оелым. Белых хозяев и правителей Юга он призывал хорошо обращаться с бывшими рабами, обещая, что тогда они будут иметь нетребовательную и законопослушную рабочую силу.

На начальном этапе деятельность Вашингтона, по существу капитулянтская, имела все же положительное значение, ибо способствовала распространению образования и приобретению неграми профессиональных знаний. Б. Вашингтон завоевал огромную популярность, и не только cpеди негров. Его программа была одобрена владельцами предприятий, a также правительством США. Президент Рузвельт посетил институт в Таскиги и даже рискнул однажды пригласить его основателя на обед в Белый дом.

Долгие годы Б. Вашингтон был непререкаемым авторитетом для негритянской интеллигенции. Однако его полное капитулянтство перед правящими кругами, стремление к подавлению всякой свежей радикальной мысли, психология подчинения негров белым вызвали в конце концов протест в среде мыслящей негритянской интеллигенции, образовавшей свое движение, во главе которого встал Уильям Э. Б. Дюбуа48 Талантливый ученый, писатель и организатор, У. Дюбуа (1868—1963) посвятил всю жизнь борьбе за освобождение и счастье негритянского народа. Ценою огромных усилий — ведь он был негром — Дюбуа получил образование в лучших университетах США и Европы. В течение 10 лет он был профессором университета для черных в г. Атланта (штат Джорджия). Дюбуа в отличие от Б. Вашингтона придавал большое значение университетскому образованию негров, полагая, что судьба освободительного движения зависит от широкой просветительской деятельности, направленной на развитие высокой культуры молодежи, что «талантливые десять процентов» мелкобуржуазных негритянских интеллигентов поведут свой народ к лучшему будущему.

Впоследствии жизнь доказала самому Дюбуа ошибочность его теории, не признававшей ведущей роли пролетариата в освободительной борьбе. Но в 1900-е годы Дюбуа был захвачен своей идеей. Его взгляды противоречили духу и содержанию «движения Таскиги». Б. Вашингтон, проповедовавший, что для негра достаточно ремесленного образования, был недоволен деятельностью Дюбуа, его непримиримостью в принципиальных вопросах и отказом идти на компромиссы. Он организовал кампанию травли Дюбуа, в результате чего тому пришлось уйти из Атлантского университета 49.

Дюбуа мечтал о полном равноправии негров. Он вошел в группу журналистов, созвавших в июле 1905 г. конференцию, на которой была объявлена декларация новой организации под названием «Ниагара». Декларация «Ниагары» явилась выражением открытого возмущенного протеста против дискриминации негритянского народа. Участники новой организации требовали обеспечения неграм возможности участия в выборах, в судах присяжных, равного отношения в армии и флоте, отмены расовой дискриминации при приеме на работу и в союзы, другими словами, проведения в жизнь законоположений, принятых конгрессом США и нарушаемых расистами.

Движение «Ниагара» было малочисленным (всего 400 человек), но оно показало, что в сознании передовой части негритянского народа произошел перелом: от покорности судьбе к борьбе и сопротивлению. Как отмечал Фостер, это «означало одновременно восстание против гнетущей реакционной бюрократической системы Букера Вашингтона и начало проведения более боевой политики в борьбе против расистов и линчевателей» 50. Движение просуществовало четыре года, а затем влилось в Национальную ассоциацию содействия прогрессу цветного населения (НАСПЦН).

Эта организация была создана по инициативе группы либеральных и социалистических деятелей, как нег-pов так и белых. Толчком к образованию НАСПЦН послужил уже упоминавшийся негритянский погром в Спрингфилде летом 1908 г. Журнал «Индепендент» опубликовал статью социалиста У. Уоллинга с описанием зверств в Спрингфилде и призывом к общественности воспротивиться расовой дискриминации. Статья, по словам журналистки Мэри У. Овинг-тон, произвела такое впечатление, что она и несколько ее друзей-либералов пригласила Уоллинга и вместе выработали обращение с призывом сформировать центр для борьбы против беззаконий в отношении негров 51. В мае 1909 г, на конференции в Нью-Йорке было принято решение о создании новой организации, которая в мае 1910 г. (на второй конференции) получила свое окончательное название. С осени 1910 г. Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения начала издавать печатный ежемесячный орган «Крайсис». На пост его редактора пригласили д-ра Дюбуа.

Эта организация и по составу, и по духу отличалась от «Ниагары». Хотя НАСПЦН одобряла политическую линию движения «Ниагары», осуждала политику расовой дискриминации и террор, обязалась бороться за социальное равенство негров, тем не менее в ее руководящем комитете был только один представитель негритянского народа — Дюбуа. Возглавляя «Крайсис», Дюбуа проводил широкую пропаганду против сегрегации в разных штатах и городах страны.

Озабоченные успехами НАСПЦН, консервативно настроенные негритянские деятели, продолжавшие придерживаться тактики приспособления, организовали еще одну организацию — Национальную городскую лигу (1911). В 1913 г., за два года до смерти, в ее руководство вошел Б. Вашингтон. Лигу поддерживали крупные финансовые магнаты (Дж. Рокфеллер, А. Стоун и др.). Лига организовала филантропическую помощь негритянскому народу и в то же время выступала против профсоюзов, вплоть до найма штрейкбрехеров.

Таким образом, во главе первой крупной негритянской организации стояли белые и руководили ею мелкобуржуазные либералы. Это объясняет, почему НАСПЦН не могла превратиться в подлинно боевой отряд и возглавить борьбу за политические и гражданские права негров.

6. ФЕРМЕРСКИЕ СОЮЗЫ Рассмотренные течения не исчерпывают всего разнообразия социального брожения в США в 1900-е годы. Прогрессивное движение, как мы видели, было движением городских слоев, но выступали и фермеры xотя их выступления развивались в чисто экономическом плане. Как писал советский историк Е. Ф. Язьков, начало XX в. застало фермерство «чрезвычайно слабо организованным в политическом отношении»52 После спада популистского движения конца XIX в. только союз грейнд-жеров еще продолжал существовать, но в 1900-е годы он окончательно превратился в консервативно настроенную организацию крупного фермерства, отрицательно относившегося к рабочему движению и считавшего «ненужной» классовую борьбу. В 1907 г. на съезде грейнджеры приняли резолюцию, в которой потребовали применения жестких мер против «нарушителей закона», а таковыми, по мнению членов грейндж, были все бастующие рабочие.

Однако гнет монополий, испытываемый крупным фермерством, хотя и в меньшей степени, нежели средним и мелким, вызывал протест грейнд-жеров. Они выступали с требованиями регулирования железнодорожных тарифов, реформы налоговой системы, усиления антитрестовского законодательства, ассигнования средств на агротехническое образование и др. Антимонополистические выступления грейнджеров неизменно сопровождались откровенной защитой капиталистической системы, ее основы — частной собственности и грубыми выпадами по отношению к рабочему классу.

Консерватизм грейнджеров отпугивал основную массу фермерского населения, для которой гнет монополистических объединений представлял реальную угрозу существованию. Мелкие и средние фермеры стремились к непосредственному улучшению своего экономического положения. С этой целью в противовес устаревшим союзам грейнджеров они образовали новые союзы. В 1902 г. возникли первые местные организации фермеров в Техасе, а в декабре 1905 г.— общенациональный Фермерский союз во главе с Ч. Барретом. В отличие от грейнджеров Фермерский союз симпатизировал рабочему классу. Его представители высказались в пользу объединения сил рабочих и фермеров для борьбы c общим врагом — крупными трестами. Фермерский союз возник сперва в хлопководческих штатах, затем в зерновых и в последующие годы в табаководческих. На съезде 1907 г. присутствовали 72 делегата, представлявшие 20 штатов. Численность союза приближалась к 936 тыс.5 Но негров среди них не было. Фермерский союз не допускал в свои ряды черных.

Несомненно, что антимонополистическая позиция союза и симпатии к рабочему классу, стремление выступать в единстве с рабочим движением являлись положительными чертами этой организации и привлекали к ней более широкие слои. Однако лидеры союза, а за ними и рядовые члены отказывались от каких-либо политических действий. Устав союза pekoмендовал его членам воздерживаться от участия в избирательных кампаниях, от поддержки политических партий. Все силы союз желал направить на экономическое улучшение положения сельского населения, причем разрешалось использовать систему лоббизма для проведения через конгресс законов в интересах фермеров. Параллельно с Фермерским союзом появилась еще одна крупная opганизация - Американское общество справедливости (Эквити), осно-ванное Дж. Эвериттом. Первоначально общество охватывало свыше 140 тыс. членов из 19 штатов с организационным центром в Индиана-полисе. После раскола, происшедшего в 1907 г., штаб общества был перенесен в Чикаго, и деятельность его распространялась только на северозападные штаты, главным образом на Висконсин, Миннесоту, Северную и Южную Дакоты, Монтану и Айову. С этих пор численность общества колебалась между 30 тыс. и 40 тыс. членов 54 Основной линией деятельности обеих фермерских организаций было создание кооперативных обществ по сбыту сельскохозяйственной продукции. Лидеры фермеров надеялись путем кооперирования противостоять нажиму крупных монополистических сельскохозяйственных и промыш-ленно-финансовых объединений, организовать на местах (без помощи правительства) реформу рыночной системы, чтобы устанавливать выгодные для фермерского населения цены на сельскохозяйственные товары и проводить для фермеров сообща закупку промышленных изделий.

Суть реформы рыночной системы, по мысли руководителей «Эквити», заключалась в завоевании обществом такого положения, чтобы оно стало посредником между фермерами и торговыми фирмами. Лидеры общества полагали, что новая система поможет им контролировать закупочные цены, другими словами, роль монополистов в сфере сбыта сельскохозяйственных продуктов перейдет к ним.

Первая попытка «Эквити» провести в жизнь свой план была сделана в 1906—1907 гг. в зерновых штатах Среднего Запада, где члены общества устроили «фермерскую забастовку» — отказались продавать зерно и требовали повышения закупочных цен. Мало того, они даже сокращали посевные площади под хлебными злаками. Такие же меры были предприняты в табаководческих штатах Кентукки и Теннесси в 1907— 1908 гг. Там дело дошло до организации руководством «Эквити» боевых отрядов, нападавших по ночам на фермы, хозяева которых заключали сделки с табачными фирмами («ночные рейды»).

Сначала методы лидеров «Эквити» имели некоторый успех. Монополии повысили цены в отдельных районах. Но скоро выяснилось, что тактика бойкота и «ночных рейдов» не оправдала надежд фермеров. Монополии, как и следовало ожидать, оказались сильнее. Они располагали огромными средствами, могли выжидать, а кроме того, им на помощь были брошены полицейские силы. Среди членов «Эквити» начались разногласия, приведшие к распаду общества на отдельные организации. Активность «Эквити» постепенно затухла.

Несмотря на отдельные успехи, кооперативная деятельность не принесла фермерам ожидаемых результатов. Трудности, неудачи, поражения, постигшие кооперативные общества в борьбе с капиталом, показали иллюзорность надежд фермеров добиться прочных успехов в организации сбыта без посредничества крупных торговых агентств. Положительным результатом движения можно считать значительный рост числа феп-мерских кооперативов в первые два десятилетия XX в. Однако и внутри этих кооперативов происходил интенсивный процесс дифференциации Наиболее жизнеспособные становились своего рода монополистами. Они сами гнались за монопольной прибылью, не считаясь ни с интересами мелких пайщиков кооперативов, ни тем более с нуждами рабочих и вообще городского населения.

Это был закономерный результат противоречивого характера и мелкобуржуазной ограниченности фермерских союзов. Е. Ф. Язьков справедливо подчеркнул, что большинство деятелей этих союзов «выставляли на первый план не лозунг ограничения или ликвидации монополистических объединений, а различные проекты приспособления фермеров к системе монополистического капитализма» 55. При этом руководство фермерских союзов упорно отказывалось от политических действий в течение всего периода так называемой «прогрессивной эры». Улучшение экономической конъюнктуры и спад аграрного кризиса также ослабили политическую активность фермеров. И все же антимонополистическая направленность фермерских союзов, симпатии по отношению к рабочему движению в какой-то мере роднили их с традициями популистского движения.

Антимонополистическая традиция, перешедшая от популизма к прогрессивному движению, была общей чертой различных течений прогрессизма: от антиимпериалистов и макрейкеров до реформаторов в муниципалитетах и фермеров. Значение выступления прогрессистов возрастало на фоне подъема рабочего движения и распространения социалистиче-ских идей. Именно два последних фактора рассматривались правящей элитой как реальная угроза капитализму. В стране сложилась ситуация брожения, недовольства существующим порядком, что вызывало серьезное беспокойство в правительственных сферах и монополистических кругах. Люди, стоявшие у кормила правления государством, начинали понимать, что одними репрессиями уже нельзя успокоить ни рабочих, ни буржуазное общественное мнение. И если консерваторы продолжали настаивать на жестком курсе, то либералы обратили свои взоры к буржуазным реформам, надеясь ими укрепить капиталистический порядок.




Оглавление: ИСТОРИЯ США В ЧЕТЫРЕХ ТОМАХ. ТОМ ВТОРОЙ 1877-1918