ТАЙНЫ АМЕРИКИ

факты о настоящей Империи Зла

Доктрина Монро


Монро доктрина, декларация принципов внешней политики США, провозглашенная в послании президента США Дж. Монро конгрессу 2 декабря 1823. Разработана в связи с угрозой интервенции Священного союза в Латинскую Америку в целях восстановления господства Испании в её американских владениях. Ведущая роль в разработке М. д. принадлежала государственному секретарю Дж. К. Адамсу. В послании Монро выдвигался принцип разделения мира на европейскую и американскую системы и провозглашалась идея невмешательства США во внутренние дела европейских стран и соответственно невмешательства последних во внутренние дела стран Американского континента.

«Американские континенты, — указывалось в послании, — ввиду свободного и независимого положения, которого они добились и которое они сохранили, не должны рассматриваться впредь в качестве объекта для будущей колонизации любой европейской державой» (отсюда принцип «Америка для американцев»). США подтверждали свой нейтралитет в борьбе бывших испанских колоний против метрополии. В то же время в заключительной части М. д. содержалась попытка обосновать принцип, ставивший рост могущества США в зависимость от присоединения новых территорий и образования новых штатов, что свидетельствовало об экспансионистских устремлениях США в отношении стран Латинской Америки.

Под флагом М. д. США в захватнической войне против Мексики (1846—48) отторгли свыше половины мекс. территории. С переходом к империализму экспансионистские тенденции М. д. получили развитие в доктрине Олни (1895) и т. н. добавлении Рузвельта (1904), в котором прямо провозглашались претензии США на право осуществления «международной полицейской силы» в Латинской Америке. Уже в первые десятилетия 20 в. США предприняли интервенции на Кубу, в Мексику, Гаити, Доминиканскую Республику, Никарагуа, Панаму и другие страны. В обстановке общего кризиса капитализма США стремятся использовать М. д. для экономической и политической экспансии и борьбы с растущим национально-освободительным движением в Латинской Америке.


Монро Джеймс


Монро (Monroe) Джеймс (28.4.1758; Уэстморленд, Виргиния, — 4.7.1831, Нью-Йорк), государственный деятель США. В 1790—94 сенатор, в 1794—96 посланник во Франции, в 1799—1802 губернатор Виргинии, в 1811—17 государственный секретарь, в 1814—15 военный министр. В 1817—25 президент США. В своей деятельности М. пытался сочетать интересы плантаторов Юга и буржуазии Севера. В период президентства М. было осуществлено присоединение Восточной Флориды (1819), заключён Миссурийский компромисс (1820), принято решение о признании независимых государств Латинской Америки (1822), провозглашена Монро доктрина (1823).

Панамериканизм, политическая доктрина, в основу которой положена противоречащая фактам и построенная на извращённом толковании исторического процесса идея о якобы существующей общности исторической судьбы, экономики и культуры США и других стран американского континента. П. используется североамериканским империализмом для "обоснования" экономической, политической, а нередко и прямой военной экспансии США в страны Латинской Америки.

Ещё в начале 19 в. США пытались под видом поддержки стремления латиноамериканских стран к объединению сил в борьбе за независимость укрепить своё влияние в Латинской Америке. В 1823 правительство США провозгласило Монро доктрину, формула которой "Америка для американцев", направленная против вмешательства реакционных европейских держав в дела американского континента, стала в дальнейшем толковаться как "Америка для США".

С конца 19 в. США стали использовать для осуществления своей экспансии в Латинской Америке и вытеснения из этого региона др. капиталистических стран (особенно Великобритании) Межамериканские конференции (1-я Панамериканская конференция проходила в 1889-90) и Панамериканский союз. В эпоху империализма США пытались оправдать заявлениями об "общности интересов" американских государств многочисленные интервенции на Кубе, в Мексике, Гаити, Никарагуа, Колумбии, Панаме, Доминиканской Республике и др. латиноамериканских странах. Экспансия США в Латинской Америке под прикрытием П. особенно усилилась во время и после 2-й мировой войны 1939-45.

Стремясь закрепить свои экономические и военно-политические позиции в Латинской Америке, США принимали активное участие в создании в 1948 Организации американских государств (ОАГ), а в 1961 выступили с программой "помощи" странам Латинской Америки, получившей название "Союз ради прогресса". Военно-политическое и экономическое давление США на латиноамериканские государства подкрепляется идеологическим проникновением, которое проводится, особенно после 2-й мировой войны, под видом борьбы против "коммунистического вмешательства" в дела Западного полушария.

Выступая в роли защитника стран Латинской Америки от "коммунистической угрозы", США участвовали в подготовке вторжения на Кубу контрреволюционеров в 1961 и провели исключение Кубы из ОАГ в 1962. Однако усиление антиимпериалистического движения в странах Латинской Америки и общее развитие международной обстановки в сторону разрядки и сотрудничества между всеми странами всё больше выявляют несостоятельность концепций П. и расшатывают его устои.

Организация американских государств (ОАГ; Organización de los estados americanos), создана 30 апреля 1948 на 9-й Межамериканской конференции в Боготе (Колумбия) на базе Панамериканского союза, существовавшего с 1889. В состав ОАГ входят: Аргентина, Барбадос, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Гондурас, Доминиканская Республика, Колумбия, Коста-Рика, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Сальвадор, США, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Чили, Экуадор, Ямайка. До 1962 Куба как член ОАГ принимала участие в её работе. На Генеральной ассамблее ОАГ в апреле 1971 учрежден институт постоянных наблюдателей ОАГ, которыми стали ряд стран Западной Европы, Канада, Япония, Израиль.

Основными органами ОАГ в соответствии с её новым уставом (вступил в силу в февраля 1970) являются: Генеральная ассамблея (высший орган, определяет общую деятельность ОАГ и её политику), созывается ежегодно, поочерёдно в столицах стран-членов; Консультативное совещание министров иностранных дел; Постоянный совет (предоставлено право разрешать споры и конфликты между членами); Экономический и социальный совет; Совет по культуре, науке и образованию; Юридический комитет; Генеральный секретариат.

Практической деятельностью Генерального секретариата руководит генеральный секретарь, пользующийся широкими административный полномочиями. Формально провозглашенными целями ОАГ являются: поддержание «мира и безопасности» на континенте, урегулирование споров между государствами-членами мирным путём; организация совместных действий против агрессии; разрешение общими усилиями государств-членов политических, юридических и экономических проблем, стоящих перед американскими государствами.

Используя средства экономического и политического давления на латиноамериканские страны, США неоднократно навязывали ОАГ решения в целях укрепления своих позиций в Латинской Америке. Под их нажимом ОАГ приняла ряд резолюций, направленных на подавление освободительного движения на континенте, попустительствовала империалистической агрессии в Гватемале (1954), Панаме (1964), Доминиканской Республике (1965). В январе 1962 на 8-м консультативном совещании министров иностранных дел под давлением США Куба была незаконно исключена из ОАГ.

На этом же совещании была принята резолюция о создании Специального консультативного комитета по обеспечению безопасности, деятельность которого направлена против международного коммунистического движения. В 1964 ОАГ приняла решение о разрыве странами-членами организации дипломатических и торговых отношений с Кубой. Этому решению не подчинилась Мексика, сохранив свои отношения с Кубой; в дальнейшем ряд других латиноамериканских стран, вопреки нажиму США, также восстановил с ней отношения. С начала 70-х гг. в обстановке общей разрядки международной напряжённости в латиноамериканских странах усилилось стремление к проведению независимого внешнеполитического курса.

На сессиях Генеральной ассамблеи ОАГ политика США в Латинской Америке стала подвергаться резкой критике; ставился вопрос о восстановлении членства Кубы в ОАГ, об отмене санкций против Кубы (май 1972, ноябрь 1974), но он ещё не получил положительного решения. Некоторые латиноамериканские страны выступали с открытыми обвинениями против США за их дискриминационную политику в отношении Латинской Америки.

На 3-й сессии Генеральной ассамблеи ОАГ (4—14 апреля 1973) многие представители латиноамериканских стран выступили с предложениями о реорганизации ОАГ, с тем чтобы строить межамериканские отношения на основе «множества идеологий» («идеологического плюрализма»), т. е. признания за всеми латиноамериканскими государствами права участвовать в межамериканской системе, независимо от существующего в них политического строя. На этой сессии была одобрена резолюция о создании Специальной комиссии из представителей всех стран-членов ОАГ для изучения межамериканской системы и выработки мер по её структурной перестройке. Штаб-квартира ОАГ — в Вашингтоне.

«Союз ради прогресса», программа «помощи» странам Лат. Америки, объявленная президентом США Дж. Кеннеди в марте 1961. Утверждена на сессии Экономического и социального совета организации амер. государств (август 1961). Предусматривала предоставление странам Лат. Америки в течение 10 лет (1961—71) 2 млрд. долл. ежегодно (в т. ч. 1,1 млрд. долл. правительством США, 900 млн. долл. с помощью амер. и зап.-европ. частных капиталовложений). Использовалась для усиления зависимости Лат. Америки от США и противодействия революционным переменам в этом регионе.

Предоставление помощи обусловливалось обязательством лат.-амер. стран стимулировать частные инвестиции и гарантировать от национализации уже вложенные в этих странах капиталы северо-американских монополий, а также обязательным контролем со стороны правительства США за использованием ассигнованных сумм. Значительная доля вложений шла на оплату поставок американских товаров, покрытие бюджетного дефицита. К концу 60-х гг. стала очевидной неэффективность программы «С. р. п.».

Рост доходов на душу населения в странах Латинской Америки за период с 1960 по 1969 составил 1,7% вместо намечавшихся 2,5%; внешний долг стран Латинской Америки возрос с 10 млрд. долл. в 1960 до 17,6 млрд. долл. в 1970; обострилась проблема экспорта. Доля Латинской Америки на рынке США снизилась с 21% в 1960 до 13% в 1970. Серьёзным ударом по империалистической политике США явилось проведение в начале 70-х гг. в ряде латино-американских стран важных социально-экономических реформ, включая национализацию. В начале 70-х гг. правительство США по существу отказалось от «С. р. п.».

"Большая советская энциклопедия"
http://www.rubricon.com/bse_1.asp



Доктрина Монро из седьмого ежегодного послания Конгрессу президента Джеймса Монро
2 декабря 1823 года


...По предложению Российского императорского правительства, переданного через имеющего постоянную резиденцию в Вашингтоне посланника императора, посланнику Соединенных Штатов в Санкт-Петербурге даны все полномочия и инструкции касательно вступлении в дружественные переговоры о взаимных правах и интересах двух держав на северо-западном побережье нашего континента...

Этим дружеским шагом Правительство Соединенных Штатов желает продемонстрировать огромное значение, которое оно неизменно придавало дружбе императора, и стремление развивать наилучшее взаимопонимание с его правительством. В ходе переговоров, вызванных этим желанием, и в договоренностях, которые могут быть достигнуты, было сочтено целесообразным воспользоваться случаем для утверждения в качестве принципа, касающегося прав и интересов Соединенных Штатов, того положения, что американские континенты, добившиеся свободы и независимости и оберегающие их, отныне не должны рассматриваться как объект будущей колонизации со стороны любых европейских держав.

В самом начале последней стадии переговоров было сделано заявление о том, что в Испании и Португалии предпринимаются серьезные усилия для улучшения условий жизни народа в этих странах и что эти усилия отличаются чрезвычайной осторожностью. Вряд ли стоит упоминать, что достигнутый на сей день результат сильно отличается от ожидавшегося. Мы всегда с беспокойством и интересом наблюдали за событиями в этой части земного шара, с которой у нас не только существуют тесные взаимоотношения. но с которой связано наше происхождение.

Граждане Соединенных Штатов питают самые дружеские чувства к своим собратьям по ту сторону Атлантического океана, к их свободе и счастью. Мы никогда не принимали участия в войнах европейских держав, касающихся их самих, и это соответствует нашей политике. Мы негодуем по поводу нанесенных нам обид или готовимся к обороне лишь в случае нарушения наших прав либо возникновения угрозы им.

По необходимости мы в гораздо большей степени оказываемся вовлеченными в события, происходящие в нашем полушарии, и выступаем по поводам, которые должны быть очевидны всем хорошо осведомленным и непредубежденным наблюдателям. Политическая система союзных держав существенно отличается в этом смысле от политической системы Америки... Поэтому в интересах сохранения искренних и дружеских отношений, существующих между Соединенными Штатами и этими державами, мы обязаны объявить, что должны будем рассматривать попытку сих стороны распространить свою систему на любую часть этого полушария как представляющую опасность нашему миру и безопасности. Мы не вмешивались и не будем вмешиваться в дела уже существующих колоний или зависимых территорий какой-либо европейской державы.

Но что касается правительств стран, провозгласивших и сохраняющих свою независимость, и тех, чью независимость, после тщательного изучения и на основе принципов справедливости, мы признали, мы не можем рассматривать любое вмешательство европейской державы с целью угнетения этих стран или установления какого-либо контроля над ними иначе, как недружественное проявление по отношению к Соединенным Штатам...

http://america-xix.org.ru/library/monroe-doctrine/



Корт Грин

Доктрина Монро, американский империализм и Венесуэла


2006

"Но этот человек - ужасная угроза, и США, это наша сфера влияния, и мы не можем позволить этого...У нас есть доктрина Монро. У нас есть другие доктрины, которые мы провозгласили. И без сомнения, на юге у нас - опасный враг, контролирующий массу нефти...У нас есть возможность убрать его, и я думаю, настало время использовать эту возможность".

Пэт Робертсон, призывающий к убийиству президента Венесуэлы Уго Чавеса

Декабрь - годовщина двух важнейших документов, касающихся империалистической политики правящего класса США. В них воплощен патерналистский взгляд американского империализма на мир, используемый для поддержания своих политических и экономических интересов, и для грабежа рынков, сырья и рабочей силы народов не только западного полушария, но и всего мира.

Доктрина Монро (2 декабря 1823) и Рузвельтовское Следствие из нее (6 декабря 1904 года) - фундамент экспансионизма и интервенционизма, который принес столько страданий, смертей и нищеты миллионам в Латинской Америке. Венесуэла играет не малую роль в этой истории.

В начале XIX века южноамериканские освободительные войны велись против испанского владычества в Чили, Перу, Колумбии, Эквадоре и Венесуэле. Среди участников этих войн достиг международного значения Симон Боливар. Его мечты о независимости от чужеземного господства, а также необходимости экономического и социального обьединения региона, вдохновили Боливарианскую революцию в Венесуэле.

Но он был не только человеком слова. В битве при Карабобо 24 июня 1821 года его блестящее маневрирование решило судьбу испанской армии в Венесуэле, и вскоре после того, конец империи в регионе.

Доктрина Монро была создана для расширения сферы влияния США на обе Америки и занятия места, ранее принадлежавшего Испании. Она также обьяснялась страхом перед колонизацией Латинской Америки более мощными европейскими империалистами. Короче, Латинская Америка оказывалась "задним двором" США, местом для эксплуатации. Еще до прямого ее применения в Латинской Америке, одним из результатов доктрины был "внутренний империализм" против коренных жителей Северной Америки, подавляющий и уничтожающий целые культуры с продвижением США на запад. Сотни тысяч квадратных миль, принадлежащих Мексике, также были "приобретены".

Разные президенты использовали доктрину Монро при захвате Техаса, Калифорнии, Орегона, для того, чтобы оградить от европейцев полуостров Юкатан и Мексику, для оправдания постройки канала в Центральной Америке для контроля над мореходством и торговлей. Президент Кливленд использовал ее, когда заставил Англию и Венесуэлу заключить соглашение в земельном споре в 1895 году.


Рузвельтовское следствие


В 1902 году Венесуэла не могла больше платить долги европейским банкирам, поэтому флоты Англии, Италии и Германии осадили ее и обстреляли ее береговые укрепления. Теодор Рузвельт страдал идеей-фикс насчет возможности новой колонизации полушария (Европой -пер.), и в 1903 он ответил угрозой на угрозу, предупредив, что флот адмиралоа Дьюи вмешается. Европейские флоты ушли, и переговоры вернулись в сферу дипломатии.

Рузвельтовское следствие (в его обращении к Конгрессу США), стало поправкой к доктрине Монро, с которй началась роль США как мирового жандарма, с использованием "большой дубинки". Отсюда ведет начало кровавая история крупномасшатбного вмешательства США, от кошмара которой народы региона и всего мира не могут очнуться до сих пор.

Хотя и под разными идеологическими ярлыками, включая "дипломатию доллара", политику "добрососедства", "доктрину Рейгана", и самую новейшую "доктрину Буша", содержание оставалось тем же. Некоторые из орудий - Школа Америк (пыточная академия -пер.), Организация Американских Государств, Межамериканский Совет Обороны, План Колумбия, МВФ, ВБ, НАФТА, КАФТА, а теперь еще Соглашение о Свободной Торговле Америк. Из предыдущего ясно, что доктрину Монро использовали для господства над культурой, политикой и экономикой Латинской Америки, при этом включая ее рабочих, природные богатства, промышленность и финансы в систему накопления капитала в интересах гегемонии США.

Как обяснил Маркс, "глубокое лицемерие и присущее буржуазной цивилизации варварство предстают вред нашим взором в обнаженном виде, когда мы эту цивилизацию наблюдаем не у себя дома, где она принимает респектабельные формы, а в колониях, где она вы­ступает без всяких покровов ".

США давно считали Латинскую Америку своим собственным задним двором и пытались держать ее в железном кулаке. Но в регионе появился маяк надежды - Боливарианская революция. Уго Чавес, и прежде всего - движение венесуэльских масс указывает латиноамериканцам путь избавления. Волны революции захлестывают регион, рабочие вступают в массовую борьбу с эскплуаторами. Массы показали неистощимый боевой дух - не осталось ни одного устойчивого проамериканского режима от Рио-Гранде до Тьерра дель Фуэго, и Вашигтон в ужасе.

С 1798 по 1993 США использовали военную силу для вмешательства в дела других стран 234 раза. А потом были Югославия и Судан, Ирак и Афганистан, а также Гаити, где США заодно целятся в Венесуэлу и Кубу.

В самой Венесуэле США уже давно едут подрывную войну, которую армейские уставы США именуют "войной четвертого поколения", используя Национальный Фонд Демократии, AID, АФТ-КПП, некоторые НГО, копрорации и т.д. Через эти и другие органы они финансируют террористическую оппозицию с целью саботировать и подорвать экономику локаутами, полувоенными операциями, и конечно, не забудьте о путче апреля 2002 года.

Ничто не принесло им успеха, революция только усиливается. Теперь нам стало известно о существовании планов прямого военного вторжения, описанных во внутренних документах Пентагона под названием "FY08-13 POM" (октябрь 2005). POM означает "Меморандум о целях плана", и эти документы используют для исследования целей и ресурсов войн. Угроза Венесуэле вполне реальна. Единственный способ сорвать планы империализма США - мобилизовать мировое рабочее движение, антивоенных активистов, организации солидарности и их союзников, и срочно.

Оригинал опуликован на сайте "Руки прочь от Венесуэлы": http://www.handsoffvenezuela.org/monroe_doctrine_venezuela.htm

Перевод с англиского Аллы Никоновой
http://www.left.ru/2006/1/grin135.phtml?print